Вторая попытка рассмотреть по существу уголовное дело бывших топ-менеджеров компаний ЮКОС и МЕНАТЕП Михаила Ходорковского и Платона Лебедева сразу не задалась. На процесс не пришел ведущий адвокат Ходорковского Генрих Падва. Неделю назад, на первом слушании дела по существу, Падвы тоже не было, из-за чего процесс отложили до сегодняшнего дня. Накануне прошлого заседания Падве сделали сложную операцию на глазах, справка о чем была предоставлена судье. Как рассказали другие адвокаты подсудимых корреспонденту «Газеты.Ru», сегодня выяснилось, что состояние здоровья Падвы пока все равно не позволяет ему участвовать в процессе. У адвоката наблюдаются боли в глазах, а послеоперационные швы медики снимут только 28 июня.
На этом основании в самом начале сегодняшнего заседания адвокаты подали суду ходатайство о переносе слушаний по существу на 30 июня. К ходатайству было приложено письменное заявление самого Падвы, правда без медицинской справки
Однако решающим для переноса рассмотрения дела стало неожиданное ходатайство защитников бывшего директора АОЗТ «Волна» Андрея Крайнова (проходит по делу как соучастник Ходорковского). Его адвокаты попросили суд предоставить им еще время для знакомства с делом, так как они недавно подключились к процессу.
В итоге именно по этому ходатайству суд и отложил слушания до 12 июля.
Защитники Крайнова просили больше времени (в ходатайстве фигурировало 23 августа). Адвокаты Ходорковского и Лебедева, да и сами обвиняемые не стали выступать против переноса слушаний, оставив этот вопрос на усмотрение суда. «С одной стороны, мы понимаем своих коллег, которым требуется дополнительное время, с другой стороны мы понимаем, что Крайнов приходит в суд своими ногами и адвокаты тоже, а Ходорковский и Лебедев сидят в тюрьме, а день проведенный в заключении – это испытание», — сказал «Газете.Ru» защитник Ходорковского Юрий Шмидт.
Для адвокатов Ходорковского заявление защиты Крайнова стало полной неожиданностью. Как рассказал «Газете.Ru» Шмидт, с ними никто по этому поводу не советовался. «Нас очень много и у нас сейчас нет главного адвоката Генриха Падвы, который по логике старшины команды должен осуществлять и межадвокатские связи между адвокатами Лебедева и Крайнова. Для меня лично это заявление адвокатов Крайнова было неожиданным. По-моему, для присутствующих в зале моих коллег тоже».
Однако, на вопрос, считает ли он, что адвокаты Крайнова затягивают процесс, Шмидт ответил, что не хотел бы так плохо говорить о коллегах.
Кстати, видимо, адвокаты сами поняли, что их слишком много для нормальной координации работы (только на сегодняшнем заседании присутствовало 12), и сегодня бывший глава МЕНАТЕПа Лебедев по обоюдному согласию отказался от услуг адвокатов Геннадия Шарова и Татьяны Симоновой. Подсудимый Ходорковский сегодня тоже заявил суду, что не настаивает на присутствии всех своих адвокатов на каждом заседании. По словам Ходорковского, достаточно присутствия двух защитников (при этом, как ранее заявлял подсудимый, одним из них обязательно должен быть Падва).
Сами подсудимые были сегодня спокойны и приветливы. Ходорковский что-то писал и перебрасывался фразами с охранником. Лебедев, следуя указаниям медиков, пил кефир. Потом разгадывал кроссворд.
В целом сегодняшнее заседание Мещанского суда вызвало меньший ажиотаж, чем заседание недельной давности. Журналистов на суд пришло точно меньше. Многочисленнее и подготовленнее в этот раз были сторонники подсудимых из числа студентов московских вузов. У здания суда собралось не менее шестидесяти молодых людей в красных футболках с надписью «Свободу МБХ!» Один из студентов принес гитару. Остальные шестьдесят встали вокруг него и громко пели песни российских рок-звезд. Звучали строчки «Доброе утро, последний герой!» и «Еду я на родину. Пусть кричат — уродина!».