Трое журналистов — Фабрис Шассри, Жак Ланжвэн и Кристиан Мартинес --преследовавших принцессу Уэльскую Диану и ее друга Доди аль-Файеда за несколько минут до их гибели в автомобильной катастрофе в Париже семь лет назад, вновь предстали перед судом. По сообщению агентства France Press, на этом настоял отец покойного Доди — Мохаммед аль-Файед.
Он обвиняет журналистов в том, что они сделали шесть фотографий умирающей пары в разбившемся «Мерседесе». Адвокат Мохаммеда аль-Файеда Бернар Дартвель попытался доказать суду, что автомобиль является частным местом, а значит, сделанные фото являются нарушением частной жизни. То, что папарацци никогда не пытались публиковать свои фотографии, по словам адвоката аль-Файеда, сути дела не меняет. По французским законам, за нарушение частной жизни предусматривается максимальное наказание в виде тюремного заключения сроком на 1 год и штрафа в 45 тыс. евро.
Позиция обвинения несколько иная. Прокурор Антуан Бартоли провел грань между фотографиями, сделанными до и после автокатастрофы. С его точки зрения (и следуя логике предыдущего вердикта суда), Мартинеса и Шассри следует оправдать за то, что они фотографировали после катастрофы. Но, подчеркнул он, Шассри и Ланжвэн фотографировали Диану и Доди ранее – когда те покидали отель Ritz. Не требуя пока прямо обвинительного приговора, прокурор отметил, что эти фотографии и можно считать вторжением в частную жизнь, поскольку пара не давала на то своего согласия.
Из ответчиков на заседании присутствовал лишь Жак Ланжвэн, позиция которого свелась к тезису: «Я лишь делал свою работу, когда следовал за людьми, известными всему миру, и не думаю, что тем самым нарушал их право на частную жизнь».
Другого папарацци – Кристиана Мартинеса – представляла адвокат Клэр Дюбрие. Она заявила суду, что место автокатастрофы, каким бы душераздирающим или страшным оно ни было, является лишь точкой новостного события. И, по ее словам, если суд сочтет фотографов виновными лишь за сделанные там, но не опубликованные снимки, то тем самым будет создан очень опасный прецедент.
Слушания по этому делу возобновляются периодически, и, как правило, это происходит по инициативе Мохаммеда аль-Файеда. На сей раз слушания продлятся до осени, и ожидается, что приговор будет оглашен не раньше 14 сентября.
Первый суд над преследовавшими погибшую пару папарацци состоялся еще в ноябре 1997 года. А в последний раз фотограф-фрилэнсер Фабрис Шассри, журналист Жак Ланжвэн, работавший на агентство Sygma/Corbis, и Кристиан Мартинес из агентства Angeli были полностью оправданы судом лишь семь месяцев назад.
Тогда суд не только не связал гибель Дианы и ее спутника с преследованием журналистов, но и пришел к выводу, что те не виновны в нарушении права погибших на частную жизнь. И прежде всего, потому, что салон машины не является частным местом, поскольку, как отмечалось в решении суда, «лицо, едущее в транспортном средстве по общественной дороге, находится в зоне видимости других автомобилистов или мотоциклистов». Кроме того, в решении суда говорилось, что, покидая отель «Риц», в котором они останавливались, принцесса Диана знала, что ее будут фотографировать.
Хотя это решение суда создало прецедент, оно не было оспорено ни семьей Дианы, ни королевской семьей. Никто из них не стал настаивать на тезисе о вторжении в личную жизнь принцессы Дианы.
Однако не прошло и месяца, как решение было обжаловано другой заинтересованной стороной. Это сделал отец покойного Доди аль-Файеда — египетский миллионер, владелец лондонского универмага Harrods и того самого парижского отеля Ritz, из которого Диана и Доди отправились в свою последнюю в этой жизни поездку. Обращение в суд апелляционной инстанции поддержало и французское гособвинение.
Но, что самое важное, Мохаммед аль-Файед считает, что против влюбленной пары существовал заговор, в результате которого их убили намеренно и жестоко. Аль-Файед был настолько настойчив, что в Великобритании были начаты еще два расследования обстоятельств гибели Дианы и Доди. В рамках последнего из них, открытого в январе этого года, в апреле место автокатастрофы в парижском туннеле посетил комиссар Скотланд-Ярда Джон Стивенс, пытавшийся восстановить последние мгновения жизни принцессы Дианы.
Очевидно, что тогда-то и всплыли вновь фотографии Дианы и Доди, сделанные папарацци и конфискованные по решению суда. Один из этих снимков просочился в прессу. А в апреле этого года американский телеканал CBS показал расплывчатые черно-белые фотографии принцессы Дианы, умирающей среди обломков разбившегося автомобиля. По словам ведущего программы CBS, эти кадры были скопированы из материалов французского следствия. Однако полностью источник утечки указан не был.