В субботу утром Ахмед Закаев, в экстрадиции которого России уже отказали Дания и Великобритания, вернулся в Лондон из Норвегии. «Он был там со вторника, — сказал «Газете.Ru» представитель МИД непризнанной Ичкерии Усман Ферзаули. – Приезд был абсолютно легальным, никакой анонимности. О Закаеве писала пресса, а по норвежскому телевидению показывали его интервью». Поездка эмиссара Масхадова в Норвегию была даже официальной. В четверг он по приглашению руководительницы Социалистической левой партии Кристин Халворсен выступил перед внешнеполитической комиссией норвежского парламента с докладом о ситуации в Чечне. Кроме того, Закаев встретился с правозащитниками из Amnesty International и норвежского Хельсинского комитета, а также был принят в местном комитете поддержки Чечни Ивара Амундсена, который и организовал этот визит.
Скандал вокруг приезда Закаева в Осло начался только в четверг, когда на него обратил внимание российский МИД.
«Рассматриваем происшедшее как провокационную выходку тех сил, которых не устраивают позитивные тенденции в развитии российско-норвежского политического диалога и сотрудничества, — говорилось в официальном заявлении министерства. — Вояж Закаева в Норвегию выглядит тем более кощунственно в условиях, когда его сторонники продолжают осуждаемые международным сообществом теракты на территории Чеченской республики, в результате которых погиб, в частности, президент Чечни Ахмад Кадыров. Дело Закаева не закрыто, Россия настаивает на его выдаче или предании суду. Рассчитываем, что официальный Осло не только ясно выразит свою позицию в сложившейся ситуации, но и выполнит в полном объеме свои обязательства как участник антитеррористической коалиции».
Одновременно властям Норвегии через посольство России по факсу пришел запрос на арест чеченского эмиссара, за которым должна последовать либо экстрадиция, либо суд. Норвежские власти на него так и не ответили.
«Для нас ничего удивительного в этом не было, потому что такие запросы направляются из России в любую страну, где бы Закаев ни появился, — сообщил Ферзаули. – Никаких материалов дела не было, и реакция России была немного запоздалой. Видимо, тот, кто делает эти запросы, тоже понимает ситуацию: ведь лондонский суд Закаева оправдал».
Норвегия стала уже четвертой страной, которая отказалась выдавать эмиссара Масхадова России. Первый раз российские власти получили надежду на его экстрадицию еще в 2002 году, когда спустя несколько дней после штурма «Норд-Оста» Закаев был арестован в Копенгагене и провел в тюрьме больше месяца, пока Дания официально не отказалась его выдавать. Потом эмиссар Масхадова вылетел в Лондон, где 5 декабря 2002 года его тоже арестовали, хотя тут же выпустили под залог в 50 тыс. фунтов, который за него внесла актриса Ванесса Редгрейв. В отличие от Дании, отказавшейся даже доводить дело об экстрадиции до суда, в Великобритании представители российской Генпрокуратуры несколько месяцев добивалась выдачи Закаева на судебном процессе.
Когда суд был проигран, российские чиновники пообещали не оставлять дела и преследовать масхадовского эмиссара по всему миру, в какой бы стране он ни оказался.
Следующей такой страной стала Германия, куда Закаев съездил по приглашению одного из членов правящей социал-демократической партии в январе, причем по приезде в Берлин он заявил, что морально готов к аресту, которого, впрочем, так и не последовало. В феврале бывший вице-премьер масхадовского правительства снова побывал в Дании, откуда тоже смог беспрепятственно вылететь в Лондон. С каждой новой страной, отказавшейся арестовывать Закаева, вероятность его выдачи приближается к нулю, так что после поездки в Норвегию шансов на это почти не осталось.