Акционеры «Сургутнефтегаза» не нашли правды в арбитражном суде Ханты-Мансийского автономного округа. Судья отказался удовлетворить их иск к менеджменту компании с требованием погасить 62% акций «Сургутнефтегаза».
Претензии миноритариев состоят в том, что менеджеры АО владеют контрольным пакетом акций, что в общем-то запрещено законом. Но эту связь еще нужно доказать.
Официально 68,7% акций «Сургутнефтегаза» находятся в руках номинальных держателей: 31,7% — у «Центрального сургутского депозитария», 15,2% — у ЗАО «ИНГ Банк Евразия», 14,1% — у «Сургутнефтегазбанка» и еще 7,7% — у Московского международного банка.
Миноритарии — международные инвестиционные фонды — Hermitage Capital Management, Firebird Management LLC, Prosperity Capital Management контролируют около 0,5% акций компании.
По информации миноритарных акционеров, в действительности капитал «Сургутнефтегаза» распределен между ООО «Лизинг продакшн» (42,1% акций), Пенсионным фондом «Сургутнефтегаз» (12,5%), Центральным Сургутским депозитарием (3,73%), «Нефтегаз-Резерв» (2,7%), страховым обществом «Сургутнефтегаз» (0,67%), а также компаниями «Инвест-Защита» (0,09%) и «Нефть-консалтинг» (0,01%).
Миноритарии утверждают, что все перечисленные субъекты --«дочки» «Сургутнефтегаза».
«Согласно отчетам, менеджмент ОАО «Сургутнефтегаз» владеет менее чем 0,5% акций общества. Но сама компания контролирует по меньшей мере 62% собственных голосующих акций через сеть дочерних структур, — утверждается в заявлении Hermitage Capital Management, Firebird Management LLC, Prosperity Capital Management и Ассоциации по защите прав инвесторов. — Несмотря на то что менеджменту принадлежит лишь незначительный пакет акций, он фактически использовал акции компании, контролируемые ею самой, для избрания совета директоров и генерального директора общества Владимира Богданова».
На этом основании 4 марта 2004 года миноритарии подали в Арбитражный суд ХМАО иск против ОАО «Сургутнефтегаз», в котором потребовали погасить 62% акций этого общества.
В исковом заявлении говорится, что в соответствии с законом «Об акционерных обществах», компании обязаны погасить или продать выкупленные на баланс собственные акции не позднее чем через год с момента их приобретения.
«Поскольку ОАО «Сургутнефтегаз» владеет собственными акциями через дочерние компании, руководство считает, что эти акции не должны рассматриваться как казначейские, и менеджмент может голосовать такими акциями и не обязан погашать их», — говорится в исковом заявлении.
«Менеджмент не вправе голосовать акциями, которые не принадлежат ему, и назначать самих себя на руководящие должности в компании», — пояснил свою позицию главный исполнительный директор Hermitage Capital Management Уильям Браудер.
Во вторник, 18 мая, арбитражный суд ХМАО отказал в удовлетворении иска группы миноритарных акционеров «Сургутнефтегаза». Об этом «Газете.Ru» сообщила судья Людмила Рожнова, которая отказалась рассказать подробности, сославшись на то, что решение суда будет в письменном виде оформлено в течение 10 дней.
Решение суда было ожидаемым, — заявил «Газете.Ru» директор по корпоративным исследованиям Hermitage Capital Management Вадим Клейнер. — Вряд ли арбитражный суд ХМАО, где «Сургутнефтегаз» крупнейший налогоплательщик и работодатель, мог принять иное решение».
Аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Царегородцев считает, что у миноритариев были слабые аргументы и зыбкие юридические основания для подачи иска.
В ИГ (организация запрещена в России) «Атон» согласны с тем, что говорит Клейнер. В инвесткомпании «Газете.Ru» заявили: решение суда ХМАО неудивительно, поскольку другие иски, поданные инвесторами в предыдущие годы, неизменно отклонялись местными судами.
Как предполагают в «Атоне»,
миноритарии «Сургутнефтегаза» изначально преследовали цель довести дело до суда более высокой инстанции.
«Как только будет получено мотивировочное решение суда ХМАО, мы подготовим жалобы и направим их в высшую инстанцию, — подтвердил эти предположения Вадим Клейнер. — Из услышанного в суде нас порадовало уже то, что «Сургутнефтегаз» не избрал пути по выводу акций в другие аффилированные структуры».