Генеральный директор China National Petroleum Corporation (CNPC) Чэнь Гэн и президент казахской нефтяной компании «Казмунайгаз» Узакбай Карабалин 17 мая 2004 года подписали соглашение об основных принципах строительства нефтепровода из Атасу в центральном Казахстане до Алашанькоу (Синьцзян-Уйгурский автономный район) на западе Китая. В сообщении CNPC говорится, что на подписании присутствовали президент Китая Ху Цзин Тао и президент Казахстана Назарбаев.
Начальный объем перекачки нефти невелик — всего 200 тыс. баррелей в сутки, но это не должно вводить в заблуждение.
В перспективе мощность трубопровода составит 100 млн тонн нефти в год, или 2 млн баррелей в сутки. Казахская нефть с Каспия потечет в Китай в обход России, которая потеряет самый перспективный сейчас рынок.
По прогнозам Министерства торговли КНР, в ближайшие 10 лет импорт нефти в страну будет расти на 10% в год (за предыдущие 10 лет этот показатель составил около 7%). Международное энергетическое агентство (IEA) в своем докладе отмечает, что
потребление энергоресурсов в КНР растет темпами, опережающими темпы роста ВВП.
По оценкам экспертов агентства, к 2010 году половина всего китайского нефтепотребления будет обеспечиваться за счет импорта. А это — половина объемов, потребляемых в США.
Казахстан и сейчас экспортирует нефть в Китай в обход России, но объемы этого экспорта не сопоставимы с теми, которые планируются. Каспийскую нефть переливают в цистерны и по железной дороге везут в Китай.
Казахстан граничит с западной, самой экономически слаборазвитой частью Китая. Основные потребители нефти находятся в восточных районах Поднебесной. Эта наиболее экономически развитая часть Китая ближе к России и ее основным месторождениям.
Сейчас экспорт нефти из России в Китай осуществляется только по железной дороге. Этот вид грузоперевозок у российских железнодорожников растет быстрее всего. Китайцы не против такого сотрудничества, но справедливо указывают, что железнодорожные перевозки завышают цену нефти.
Что касается строительства нефтепроводов, то о возможности строительства частного нефтепровода Москва и слышать не хочет. А для постройки государственного правительство России выбрало стратегическое направление транзита нефти из Восточной Сибири на Находку, с дальнейшим экспортом нефти в Японию.
Проект должны были финансировать японцы, и именно в расчете на обещанные ими $6 млрд лоббировался проект Находки и отодвигались альтернативные варианты.
Но после уточнения трассы нефтепровода стоимость проекта выросла с предполагаемых $6 млрд до $12 млрд. Такие оценки приводит единственная компания, которая способна реализовать такой проект, — «Транснефть». Кроме того, проект не предусматривает ответвления трубопровода на Китай, как изначально обещали китайцам российские чиновники.
Завышение первоначальной стоимости и неготовность правительства принять принципиальное решение делает вопрос о строительстве нефтепровода проблематичным, считают аналитики.
Правительственный проект, даже если принять постановление сегодня, будет введен в строй не ранее 2008 года. ЮКОС предполагал завершить строительство своей «трубы» в 2007 году.
Аналогичным образом обстоит дело с газом. Акционеры Ковыкты предлагали из своих коммерческих интересов начать поставку газа в Китай в 2007 году. Проект был отложен в государственных интересах (под давлением «Газпрома») и, скорее всего, будет заморожен.
Консорциум по Восточной Сибири в составе председателя правления ОАО «Газпром» Алексея Миллера, президента ОАО «НК «Роснефть» Сергея Богданчикова и генерального директора ОАО «Сургутнефтегаз» Владимира Богданова высказал «единое мнение, что при выборе маршрута строительства нефтегазовых магистралей должен учитываться уже существующий газопровод Сахалин--Комсомольск--Хабаровск. Реконструкция этого газопровода в направлении материка и его дальнейшее строительство до Владивостока и Находки может стать основой для создания единой системы добычи и транспортировки газа в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Это позволит объединить ресурсы сахалинских проектов и перспективных проектов в Иркутской области, Якутии и Красноярском крае, для полноценного снабжения газом восточных регионов России и выхода на рынки страны АТР».
Это произойдет не раньше 2009 года. За это время на топливном рынке Азиатско-Тихоокеанского региона произойдут существенные изменения. К региону проявляет интерес Иран: уже подписан полноценный договор с Китаем. Уже строится и к 2008 году будет пущен в эксплуатацию иранский завод по производству сжиженного газа. Параллельно развивается танкерный флот, который обеспечит транзит нефти и газа в Китай.
На газовый рынок АТР выйдет Казахстан. Его президент уже заявил, что параллельно трассе нефтепровода будет тянуться газопровод. И эта структура должна быть пущена в строй в 2008 году.
Проблемой и для Китая, и для Казахстана является финансирование строительства – трубопровод длиной почти 3 тыс. км, который пройдет через пустынные районы.
Но китайская экономика сейчас перегрета лишними деньгами – вложить $10 млрд и построить трассу через пустыню для Китая проблематично, но возможно.
У Китая, как и у России, есть опыт «строек века»: например, Тибетская автотрасса, строительство которой позволило подчинить мятежный район центральному коммунистическому правительству. Не исключено, что Китай и Казахстан попробуют повторить российский опыт по строительству сооружения, сопоставимого с газопроводом Ямал–Европа – там было построено 4200 км трубопроводна.
Для России с ее проблемами с транзитом в Европу принципиально важно оказаться внутри новой складывающейся системы, а не снаружи, воспользовавшись любезным предложением президента Назарбаева, прозвучавшим сразу после встречи в Пекине.