В понедельник на выездном заседании Московского окружного военного суда на процессе по делу об убийстве журналиста «Московского комсомольца» Дмитрия Холодова начались прения сторон. Первыми свою точку зрения высказали представители государственного обвинения. Как заявила прокурор Ирина Алешина, хотя первый процесс завершился полным оправданием всех шестерых подсудимых – бывшего начальника разведки ВДВ полковника Павла Поповских, майора ВДВ Владимира Морозова, Александра Сороки и майора Константина Мирзаянца, заместителя руководителя охранного предприятия «Росс» Александра Капунцова и предпринимателя Константина Барковского, — их вина не вызывает никакого сомнения.
Как и в прошлый раз, прокурор потребовала от суда вынести всем шестерым обвинительный приговор и отправить их в колонии строгого режима на срок от 8 до 15 лет.
Поповских, который, по данным следствия, был главным организатором убийства Холодова, следует приговорить к 15 годам лишения свободы. Морозов, как считает обвинение, должен быть наказан 14,5 года колонии. Для Мирзоянца, а также Капунцова и Барковского гособвинитель потребовала 8 лет лишения свободы. Сороку прокурор попросила приговорить к 10 годам, правда, на этот раз не за убийство, а за изготовление взрывного устройства.
Как уже рассказывала «Газета.Ru», Дмитрий Холодов, специализировавшийся на материалах о вооруженных силах и коррупции в армии, погиб в результате взрыва в редакции «Московского комсомольца» 17 октября 1994 года. По материалам следствия, кейс, в котором находилась самодельная мина, взорвался, когда журналист стал его открывать. По данным Генпрокуратуры, убийство Холодова организовал из «карьеристских побуждений» Павел Поповских, опасаясь осложнений в отношениях с руководством, поскольку бывший тогда министром обороны Павел Грачев неоднократно выражал крайнее неудовольствие негативными публикациями в СМИ в адрес армии (в частности, материалами Холодова) и требовал прекратить их. Именно Поповских, по мнению прокуратуры, поручил своим подчиненным расправиться с журналистом. Как считают следователи, он украл в части взрывчатку, из которой Александр Сорока изготовил взрывное устройство. Владимир Морозов вмонтировал бомбу в пластиковый кейс. Константин Барковский положил дипломат-ловушку в камеру хранения, Александр Капунцов попытался передать жетон Холодову, которому предполагаемые убийцы сообщили, что в кейсе находятся некие важные документы для его расследования. Но Холодов не взял номерок у незнакомого человека. Тогда жетон от камеры хранения журналисту передал Мирзаянц.
Повторный процесс по убийству Холодова начался в конце августа 2003 года. Доказать, что все произошло именно так, как представило следствие, обвинению на первом процессе не удалось. Несмотря на большое число экспертиз и длительность судебного разбирательства (с 9 ноября 2000 года по 26 июня 2002 года), все шестеро обвиняемых были оправданы «за недоказанностью их участия в совершении преступления». Правда, сразу после этого Генпрокуратура вынесла протест. И 27 мая 2003 года военная коллегия Верховного суда отменила оправдательный приговор, а дело было отправлено на новое рассмотрение иным составом суда. Как посчитал Верховный суд, председательствующий на первом процессе Владимир Сердюков не принял во внимание все доказательства, собранные следствием. Возвращать обвиняемых, которые так и не признали свою вину, в СИЗО не стали: с них была взята подписка о невыезде.
По словам защитников подсудимых, позиция обвинения их не удивляет. «В прошлый раз гособвинение называло почти такие же сроки. Потребовать приговорить подсудимых к большему сроку прокурор не может, меньше же он вряд ли стал бы требовать», — сообщила корреспонденту «Газеты.Ru» адвокат Елена Томашевская. По ее словам, нынешний процесс от прошлого не сильно отличается. Короче он стал из-за того, что тогда назначали экспертизы, теперь лишь зачитывают их результаты. Хотя, как говорит Томашевская, адвокаты узнали из обвинения «массу нового, хотя и по мелочам». В частности, говорит она, «у Барковского наконец появился мотив – благодарность к Поповских». «10 лет мотива не было, а теперь он появился прямо в речи государственного обвинителя», — сообщила адвокат. Кроме того, по ее словам, были передернуты некоторые показания свидетелей: «Нам еще придется возвращаться к материалам дела не один раз».
Теперь перед судом должны выступить представители родителей Холодова. После этого выступит защита. По оценкам сторон, приговор будет вынесен через два месяца.
Чем на этот раз закончится процесс, защита прогнозировать не хочет.
«Судья ведет процесс спокойно, — говорит Томашевская. — У нас в соответствии с новым УПК действует состязательный принцип: то есть стороны по очереди представляют доказательства, а судья только фиксирует их». Но «прогнозов в стране чудес не существует»: «Мы слушаем дело в определенных политических обстоятельствах, попытка повлиять на общественное мнение уже была, как на страницах «МК», так и в других изданиях. Например, появлялась информация, что судья курит вместе с подсудимыми. И если применяются уже такие способы, это значит, что всем понятно — состава преступления нет».
«Газета.Ru» будет следить за развитием событий.