Люди любят Бобби Макферрина. Самые прямолинейные так просто и спрашивают: «А что, он еще жив? Он еще не убил себя?» Очевидно же, что человек, который создал самый безмятежный хит в истории поп-музыки и повесил на каждом заборе фотографию очень доброго и улыбчивого самого себя, должен быть на самом деле невротиком с суицидальными наклонностями. Фигушки, господа, вы принимаете желаемое за действительное: человек действительно может быть талантливым, успешным, улыбчивым и добрым и при этом не быть ни злодеем, ни самоубийцей.
Бобби Макферрин – страшно талантливый, страшно умный, образованный и успешный 53-летний негр, к тому же знаменитый дирижер. Это, разумеется, полный абсурд.
Мы знаем всех знаменитых дирижеров, и Бобби Макферрина среди них нет. Мало того, мы, конечно, не расисты, но знаменитых дирижеров-негров не бывает, как не бывает бесплатного сыра. Только представьте себе: фрак, дреды, дирижерская палочка, пульт... Даже тот факт, что музыкант называет себя «известным дирижером» на собственном сайте, не рассеивает подозрений.
«Парк культуры» провел небольшое журналистское расследование, заключавшееся, как это сейчас принято, в поиске в справочниках. Справочники открыли страшные тайны.
Он действительно дирижер — дирижировал концертной постановкой оперы Гершвина «Порги и Бесс» с «Оперой Каролина», а также выступал с каждым крупным американским оркестром, включая Лос-Анджелесский и Нью-Йоркский филармонические оркестры. Он даже дирижировал неамериканскими оркестрами – Лондонским филармоническим, Роттердамским филармоническим, оркестром Мюнхенского радио и еще бог знает какими. Ради одного только аттракциона – автор всемирного хита Don’t Worry, Be Happy стоит за дирижерским пультом — публика валом валила на эти концерты.
Но это, очевидно, не самое главное в его творчестве, также как и тот самый хит. Самое главное – Saint Paul Chamber Orchestra, в котором Макферрин служит в качестве креативного председателя и с которым он записывает альбомы на стыке джаза, госпела и классической музыки, интерпретации Баха и Чайковского, Моцарта и Гершвина. Это, наверное, самая интересная часть его гигантской творческой биографии, в которой, как верхушка айсберга, выдается песенка про счастье и безмятежность.
Сколько людей, послушав ее, выбросились из окна?
Странную околоклассическую музыку Бобби Макферрин записывал с пианистом Чиком Кориа, великим виолончелистом Йо-Йо Ма и Херби Хенкоком. Джазовые альбомы – с Manhattan Transfer и Yellow jackets.
Поп-джазом, впрочем, он тоже занимался всерьез. Он был первым и, кажется, единственным, который записал вокальный альбом без аккомпанемента и овердаббинга (когда записывается сначала одна мелодия, потом другая поверх первой и так далее, пока не надоест) на лейбле-мейджоре. Среди прочих обращений к музыкальному цирку нужно обязательно назвать его Voicestra — маленький вокальный оркестрик, в котором люди голосами имитируют звучание музыкальных инструментов. Тут Бобби Макферрин тоже был первым.
Его концерт в Кремле не будет, разумеется, главным событием сезона. Однако это будет страшно интересно. Человек парадоксальный и очень талантливый устраивает нечто среднее между настоящим концертом и шоу говорящих собачек. Соскучиться не получится.
Концертный зал им. Чайковского, 12 мая, 19.00.