Люку Бессону впору хищным вурдалаком приходить по ночам и красть детей или делать что-то столь же загадочное, кровавое и бессмысленное. Миры в его голове пахучи, цветисты и инфернальны, мера его цинизма и лени соразмерна его таланту. При этом энергия и активность необычайная.
«Багровые реки-2: ангелы апокалипсиса» (Les Rivières pourpres 2: Les anges de l'apocalypse) Бессон придумал единолично – Жан-Кристоф Гранже, автор романа, по которому был поставлен первый фильм, не сумел придумать продолжения. Вместе с сочинителем из проекта исчезли режиссер Матье Кассовиц, отправившийся делать карьеру в Америке, и Венсан Кассель, пропавший непонятно куда. Впрочем, об этом жалеть не приходится. Место Касселя занял Бенуа Мажимель, новый французский секс-символ, соблазнитель пианисток и вообще молодец. Зато Жан Рено тут как тут – вялый до окоченения, но живой.
Одно удовольствие рассказывать, кто в фильме участвовал, а кто нет, симпатичных людей в этой истории – что креветок в хорошей похлебке.
Появится и благородный Кристофер Ли, мелькнет щетиной рокер Джонни Холлидэй.
Сама же история очень напоминает роман Проханова, только не оплодотворенный искренней верой и апостольским рвением певца Империи. В неком уединенном аббатстве найден труп. Смерть бедняги была нелегка: его распяли и замуровали в стену. Окоченевший комиссар Жан Рено примется расследовать это дело, и скоро его путь пересечется со свирепым полицейским Мажимелем. Вместе они обнаружат, что неведомые злодеи охотятся за компанией религиозных мечтателей, вообразивших себя двенадцатью апостолами в главе с Христом и ожидающих скорого апокалипсиса. Расследование покажет, что злодеи ищут некий священный артефакт, спрятанный в подземельях линии Мажино – французских оборонительных сооружений времен второй мировой. А стоят за всем происходящим бывшие нацисты, чье видение объединенной Европы отличается от официального.
Собственно говоря, вся эта галиматья была снята ради пары сцен с участием страшных католических монахов в рясах с капюшоном, скрывающим лицо. Эти монахи свирепы и неуязвимы, прыгают, как ниндзя, не чувствуют боли, удары их тяжелы, а сердце не знает жалости – ну и дальше в том же духе. Так вот, монахи эти великолепны, и сцена погони Бенуа Мажимеля за таким вот святым отцом безупречна. Еще больше радует целая банда таких монахов, гоняющихся с ножичками в руках по универмагу за бывшим отшельником с целью порвать его, как грелку.
Ленивый, как кастрированный кот, Бессон стянул этих монахов из фильма «Видок» и поместил их в пространство брошюрок о том, как СС посылало экспедиции в Гималаи.
Монахи Бессону нравились, и все, что с ними связано, выглядит очень живописно. Еще Бессону нравится линия Мажино – колоссальное сооружение, сделанное по последнему слову техники и оказавшееся совершенно бесполезным.
Все прочее в этой картине – дань презрению, которое Люк Бессон испытывает к зрителю, и поправить дело не удалось даже толковому режиссеру Оливье Даану. Режиссер «Подземки» и «Леона» давно решил, что зрителю не нужно ничего, кроме бытовой паранойи – ужаса обывателя перед прыгунами-ямакаси, затаившимися нацистами и прочими упырями. А поскольку скромный, но стабильный успех его проектов это мнение о зрителях подтверждает, то и жаловаться нечего. Все же на месте – загадка, кровища, погоня, наводнение и звезды в главных ролях. Мажимель красив, Рено величав, прекрасной Франции снова грозят боши. Спасем прекрасную Францию.
Все это делает «Багровые реки-2» идеальным фильмом для ночного просмотра в пятницу – восхитительно бессмысленная и живописная тюлька расслабит, как слепой массажист, а поздний час позволит не заметить, что Жан Рено — очень скучный тип, а апокалипсис так и не случился.
Расслабиться можно с 15 апреля в кинотеатрах «Горизонт», «Победа», «5 звезд», сети «Формула кино».