Во вторник заместитель главы Федерального космического агентства (ФКА) Николай Моисеев после праздничного сеанса связи с бортом МКС заявил, что «уместно включить «Клипер» в Федеральную космическую программу, разработанную до 2015 года».
Речь идет о космическом корабле, состоящем из двух отсеков — агрегатного (одноразового) и возвращаемого (многоразового). Общая масса аппарата, который крепится на носу ракеты-носителя, — 14,5 т (в два раза больше, чем у кораблей серии «Союз ТМА»). А масса возвращаемого аппарата — 10 т. Рассчитан на экипаж из 6-7 человек. Объем кабины — 20 куб. м. Гарантийный срок эксплуатации — 1 год (при 0,5 года у нынешних «Союзов ТМА»).
Примечательно, что многоразовость возвращаемого отсека «Клипера» (он напоминает носовую часть «Бурана») может быть обеспечена за счет применения технологий, использовавшихся при создании советского челнока. Однако посадку «Клипер» будет осуществлять не по-самолетному, как «Буран», а с помощью мощной парашютной системы, как нынешний «Союз ТМА». Но во время возвращения с орбиты при полете в атмосфере корабль сможет совершать боковой маневр до 500 км, что позволит корректировать точку приземления.
Еще в начале апреля директор ФКА Анатолий Перминов заявил: «В ближайшие пять лет ни одна страна, даже самая богатая, не будет в состоянии организовать экспедицию на Марс, поэтому мы не включаем такую задачу в Федеральную космическую программу России на 2006-2015 годы». Однако уже тогда президент и генеральный конструктор РКК «Энергия» Юрий Семенов призвал Европейское космическое агентство (ЕКА) объединиться с Россией и в течение трех-пяти лет создать новый корабль «Клипер». Добавив при этом, что корабль с успехом можно было бы использовать как для полетов на околоземную орбиту, так и для межпланетных путешествий, например, к Марсу.
Во вторник Семенов также поддержал Моисеева. Он отметил, что «Клипер» в настоящее время — одна из самых перспективных разработок предприятия. «Сегодня мы готовы приступить к новому этапу строительства этого корабля», — сообщил президент «Энергии».
Заявления Семенова и Моисеева не означают, что Москва приняла решение об организации пилотируемого полета на Марс, сказали «Газете.Ru» информированные источники в космических кругах. На подобный полет, по подсчетам «Энергии», потребуется около $20 млрд. А пока у России нет денег даже на разработку «Клипера», хотя он стоит всего 10 млрд руб. И при наличии финансирования уже через пять лет мог бы выйти на летные испытания. А в 2010 году можно было бы приступить к полномасштабной эксплуатации корабля.
Запуск «Клипера» предполагается производить с помощью ракеты-носителя «Онега» (она представляет собой модернизированный «Союз») не только с космодромов Плесецк и Байконур, но, в случае строительства старта для «Союзов», и с космодрома ЕКА в Куру. Именно возможностью запусков с последнего Москва пытается привлечь к проекту Европу в надежде на то, что ЕКА поможет деньгами. Ответа от европейцев пока не поступало.