Десять фестивальных фильмов являют качество вполне достойное, а разнообразие жанров – достаточно буйное, чтобы нарисовать очередной нетривиальный портрет Англии. В этой Англии матери влюбляются в бойфрендов своих дочерей («Мать» Роджера Митчелла, снявшего когда-то «Ноттинг-Хилл»), три запойных прохиндея пытаются облапошить одного запойного миллионера («На посошок»), десятилетний сын обнаруживает, что его мать вместо лекарств колет героин («Непорочный»), дети разных народов никак не могут найти общий язык («Анита и я»), молодой карьерист разыгрывает сюжеты «Человека дождя», проявляя чудеса заботы о сестричке с синдромом Дауна («После жизни»), а кинокамера фиксирует все стадии жизни человеческого тела: рождение, взросление, старение, смерть, тление («Bodysong»).
Нынешний фестиваль можно назвать пятым лишь условно. «Новое британское кино» давно перешло в режим нон-стоп: программы меняются, а фестиваль длится и длится. Размеренно и целеустремленно мероприятие целый год переезжает из одного российского города в другой – сегодня Москва, завтра Питер, послезавтра Иркутск, далее – везде, где есть представительства Британского совета. Прошлый, четвертый, начался в апреле 2003-го и закончился в марте 2004-го, охватив целый финансовый год, который в Англии традиционно начинается в День дураков. Нынешний, пятый, повторит тот же круг и плавно перейдет в шестой.
За пять лет существования у «Нового британского кино» сложились свои традиции. Традиция первая: большая часть фильмов в России не куплена и куплена, скорее всего, не будет. Таким образом, фестиваль заявляет свою эксклюзивность на английское кино для российских зрителей.
Традиция вторая: на утренних сеансах в Киноцентре все фильмы идут на языке оригинала без перевода, потому что Британский совет просто так фестивали не проводит, а проводит культурно-образовательные акции для культурных, образованных людей. Традиция третья: большую часть программы составляют фильмы с богатым бэкграундом и громкими именами. Хиты нынешнего фестиваля: «В этом мире» Майкла Уинтерботтома, получивший в 2003 году «Золотого медведя» в Берлине и рассказывающий почти реальную историю 16-летнего афганского мальчишки и его брата, погибших в закрытом грузовике во время нелегальной переправки через Ла-Манш, и «В Америке» Джима Шеридана, еще одна эмигрантская история, на сей раз ирландской семьи, история, которая номинировалась на «Оскара» в трех категориях.
Наконец, традиция последняя: приглашать на открытие серьезную звезду. В этом году представлять фильм Найджела Коула «Девушки с календаря» будет Хелен Миррен, звезда «Калигулы», «О, счастливчика!», «Белых ночей» и гринуэевского «Повара…».
Хелен Миррен – из тех женщин, которые в молодости считаются дурнушками, а с годами становятся все лучше и лучше. Хелен Миррен в молодости была так дурна, что умудрилась заявить о себе не только как о серьезной театральной и киноактрисе, но и как о воплощении английской сексуальности. Это она, кстати, заявила, что Харрисон Форд плохо целуется. Со временем Хелен Миррен доказала не только свою актерскую и сексуальную, но и человеческую состоятельность. В свои почти 60 лет она без притворства сыграла женщину, которой удалось сохранить душу 18-летней девушки. «Девушки с календаря», которыми открывается фестиваль и ради которых Миррен приезжает в Москву, — это история о том, как двенадцать веселых старушек, эдаких мисс Марпл на излете пятого десятка, ходили на заседания скучнейшего женского клуба, пекли кексы, варили варенье, пели религиозные гимны и выпускали календари с изображением окрестных церквей.
Потом двенадцати веселым старушкам все это смертельно надоело. Они решили сняться голыми. И снялись. На календарь. Вместо церквей. Заработали полмиллиона фунтов, съездили в Голливуд, купили диван для местной больнички и перечислили деньги в фонд борьбы с раком. Заводилой была как раз героиня Миррен. «Девушки с календаря» из тех историй, которые стоило выдумать, даже если бы их не было. Но она была. И потрясла всю Англию.
«Девушки» — почти реалити-шоу, только в отличие от Голливуда, который тоже любит экранизировать жизнь замечательных людей, Британию не интересуют монстры.
Здесь нет ни обиженных, ни униженных, ни оскорбленных, ежели юмор, то чистый Вудхауз, а ежели убийство, то чисто английское, чинное и благовоспитанное. Веселые старушки английскому кино больше по нраву. Жизнь английской провинции, воссозданная в «Девушках» с той добродушной насмешкой, которая никого не оскорбит, — это рай земной, земля обетованная, быть может, и скучноватая, но невозможно притягательная.
Британия может посмеяться над общепринятыми нормами приличия, но над традициями — никогда. Поэтому в новом британском кино, как, впрочем, и в старом, будет сдобное печенье к пятичасовому чаю, сине-белый фарфор, прически, как у королевы Елизаветы, и живые изгороди, как в сериале про мисс Марпл и Эркюля Пуаро. И лица – оттуда же, потому что в новом британском кино традиционно снимаются старички и старушки из старых английских сериалов. А это — как старых знакомых встретить или «Гордость и предубеждение» перелистать.
Если кому-то после фестиваля захочется встать навытяжку и спеть «Боже, храни королеву!», то такая возможность скоро представится. Нам обещают осенью еще один фестиваль — «Классическое британское кино», где покажут старые фильмы, которых мы никогда не видели.
Фестиваль «Новое британское кино», «Киноцентр» 3–13 апреля, «Художественный» 9–14 апреля. Афиша фестиваля на сайте Британского совета.