Интеллектуальные художественные проекты омерзительны. В лучшем случае они ориентированы на других художников-интеллектуалов, и в этом случае они пользуются языком, обычной, в меру тупой публике совершенно не доступным. Те же обычные, туповатые зрители, которые желают видеть себя в рядах интеллектуально-художественной элиты, вынуждены внимательно отслеживать эти проклятые проекты, делать вид, что не спят на премьерах, и действительно бороться со сном, чтобы иметь возможность глубокомысленно поддакивать во время обсуждений.
Бывают, впрочем, и худшие варианты, когда ради интеллектуального концепта полностью жертвуют художественным качеством исполнения, но это не наш случай, рассматривать его мы не будем.
В Москве состоится премьера интеллектуального проекта «На десять минут старше. Виолончель». Этот фильм – коллекция из восьми десятиминутных игровых короткометражек, снятых разными великими режиссерами, вторая часть крупного интеллектуального проекта Вима Вендерса. Вендерс посмотрел документальную короткометражку «На десять минут старше», снятую в 1979 году в Риге про мальчика, который десять минут смотрит кукольный спектакль и становится на десять минут старше. Вендерс решил сделать глобальный проект, исследующий время. К проекту были привлечены его друзья в количестве пятнадцати человек, которые вместе составляют довольно-таки полный список современного интеллектуально-художественного кинематографа.
Чен Кайге, Виктор Эрис, Вернер Херцог, Джим Джармуш, Аки Каурисмяки, Спайк Ли, Вим Вендерс участвуют в первом фильме, который называется «На десять минут старше. Труба». Бернардо Бертолуччи, Клэр Дени, Майк Фиггис, Жан-Люк Годар, Йири Мензел, Майкл Рэдфорд, Фолькер Шлёндорф и Иштван Сабо – во втором, который называется «На десять минут старше. Виолончель».
На IMDB есть один положительный отзыв на эти фильмы от человека, зарегистрировавшегося под прозвищем «Не хватает прозака».
Остальные, судя по всему, представляют обычную публику.
И «Труба», и «Виолончель» побывали на разных кинофестивалях, включая Канны, Венецию и Торонто, в некоторых странах даже в прокат пустили.
Теперь вот «Виолончель» покажут в России (премьера «Трубы» состоялась примерно год назад). Проката не будет, только один раз фильм пройдет в Киноцентре, причем для усугубления интеллектуального превосходства над публикой руководство «Другого Кино» покажет и оригинальную короткометражку «На десять минут старше».
А после этой премьеры интеллектуалы поедут в ресторан «Тинькофф» выпивать, закусывать и слушать музыкальную часть проекта. Евгений Федоров, солист, лидер и идейный вдохновитель группы Tequilajazz, написал к этому фильму музыку. Точнее говоря, не к этому фильму, а по следам этого фильма. У ленты есть собственная музыка, которую написал некто Джим Инглишби, вполне приличный и образованный композитор, джазмен и минималист. А Федоров, вместо того чтобы вступать с Инглишби в конкуренцию или работать в модном несколько лет назад жанре фальшивого саундтрека, создал фальшивый фальшивый саундтрек — совершенно независимую программу, состоящую частично из старых, но не записанных и редко исполняемых песен, частично из новых, специально к событию написанных, частично из размышлений и импровизаций о сущности времени. Фильм в данном случае – достаточно формальный повод для того, чтобы встретиться с друзьями и сыграть концерт.
В друзьях будут именитые музыканты: на виолончели сыграет сам Гаккель, барабанах — Егоров из «Маркшейдер Кунст», электроникой займется аранжировщик «Колибри» Олег Немиров. На трубе сыграет великий и ужасный Ромеро – Роман Парыгин, лидер группы Spitfire, трубач и аранжировщик «Ленинграда», музыкант умный и тонкий.
Музыка тоже будет умной и тонкой, джазовой и спокойной, перекликающейся иногда с оригинальным саундтреком Инглишби. Таким образом, она будет связана с оригинальным интеллектуально-художественным проектом, но будем надеяться, что связь эта не будет проявляться слишком сильно. Все-таки поп-музыка, пивной ресторан, вечер пятницы и другие обстоятельства позволят этому мероприятию остаться в здоровом русле глуповатых, но веселых буржуазных развлечений.