Техническая комиссия московского правительства по расследованию трагедии в «Трансвааль-парке» завершила свою работу. В среду в департаменте архитектурно-градостроительного комплекса столицы члены комиссии и ответчик — конструктор купола аквапарка Нодар Канчели — провели последнее заседание. Накануне вечером Канчели, как и остальные эксперты (всего 23 специалиста), получил общее заключение комиссии. К 10 часам утра среды ему предстояло откорректировать 25-страничный документ — то есть дать свои замечания или вообще изложить собственное «особое мнение». Конструктор не согласился с выводами комиссии: он обвинил ее в поспешности и однобокости расследования.
После заключительного заседания Нодар Канчели собрал пресс-конференцию, где сам и рассказал об итогах работы комиссии, опередив ее руководителя – заместителя главы архитектурно-градостроительного комплекса Александра Косована (официально выводы комиссии будут обнародованы только 6 апреля 2004 года).
Как заявил Канчели, в заключении комиссии сказано, что «причиной обрушения аквапарка стали совокупность недостатков в расчете конструкции купола» — то есть ошибки в проекте, который он разрабатывал.
Отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru», Канчели пояснил, что эксперты пришли к выводу, что «конструкция купола не обладала необходимым запасом прочности, поэтому и обрушилась».
Как уже писала «Газета.Ru», Канчели проектировал купол «Трансвааль-парка», пользуясь СНиПами (строительными нормами и правилами), регламентирующими нагрузку сооружений первого уровня ответственности. К этому уровню относятся все здания, обрушение которых может привести к многочисленным жертвам (стадионы, высотные дома, нефтехранилища и т. д.). Однако после трагедии оказалось, что существует некая рекомендация, в которой говорится, что в подобном проекте нежелательно использовать железобетонную крышу: бетон слишком тяжел для несущих колонн. Но Канчели пояснил, что СНиПы стоят выше «рекомендаций», а в случае с аквапарком «вообще им противоречат». Если бы конструктор знал о существовании рекомендаций, при проектировании он либо обратился бы за разъяснением в Госстрой, либо должен был, на всякий случай, увеличить запас прочности. Но он, по собственному признанию, ни о каких рекомендациях не знал.
«Этот проект, как любой другой, имел какие-то дефекты, — признался Канчели. – Может, действительно, надо было вложить в него больший запас прочности». Однако, как считает конструктор, главное не это: «Мы все так строили, пока не наступил век терактов». По мнению Канчели, вывод комиссии должен заключаться в следующем: «Наиболее вероятной причиной обрушения аквапарка стала потеря несущей способности одной из колонн вследствие некоторого внешнего воздействия».
Проектировщик уверен, что «Трансвааль-парк» обрушился из-за теракта.
Канчели рассказал, что всю ночь после трагедии он провел на месте событий и «был шокирован увиденным». Он сразу же обратил внимание на то, что одна из колонн аквапарка была деформирована. «На уровне 3,5 метра от земли лежали колонны, упавшие раскрытым веером, — сообщил конструктор. — Все, кроме одной, целые. Только одна колонна была согнута примерно на 120 градусов, и этот согнутый участок свисал к земле… Я слышал, что кто-то из руководства приказал расчистить груды обвалившейся кровли, снега, утеплителя, но не трогать колонны для дальнейшего расследования». Тем не менее, по словам Канчели, «на следующий день все колонны были буквально выдернуты из-под контура кровли танком и свалены в овраге у аквапарка».
Кроме того, Канчели рассказал, что сразу после трагедии он видел пленку внутренней охраны аквапарка, на которой «было видно, как от одной из колонн вырвалось облако». «Это было даже не облако, а раструб длиной около пяти метров в горизонтальном направлении, который в конце закручивался, — сообщил он. – Создавалось впечатление, что одну из несущих колонн повредил импульсный удар. Образовалась полукруглая вмятина, как будто по колонне ударили каким-то тяжелым предметом вроде гири. После того как рухнула одна из колонн, пролет увеличился с 6 до 12 метров. Появилась дополнительная нагрузка, под воздействием которой и разрушился купол аквапарка».
Кстати, еще один участник пресс-конференции, глава Союза архитекторов Москвы Виктор Логвинов, высказал мнение, что причиной обрушения перекрытия могла стать «бомбардировка» каким-либо снарядом, запущенным из лесного массива, расположенного возле «Трансвааль-парка». Эту версию, по его словам, сейчас расследует один их закрытых институтов, название которого Логвинов отказался сообщить. (Речь, скорее всего, идет о 13-м НИИ Минобороны в Люберцах. Этот институт занимается расследованием авиапроисшествий.)
Правда, членам комиссии «так и не удалось просмотреть кадры видеозаписи и увидеть саму колонну, так как и то и другое исчезло», — отметил Канчели. Видимо, поэтому версию теракта они и не рассматривали. К тому же это дело правоохранительных органов, а московская прокуратура уже через несколько дней после происшествия заявила, что террористы не имеют отношения к трагедии.
Итоги работы комиссии по расследованию причин обрушения купола аквапарка Александр Косован в среду вечером представил московскому правительству. Затем их передадут в прокуратуру, после чего следствие доведет дело до судебного разбирательства. Союз московских архитекторов заранее отправил на имя генерального прокурора России Владимира Устинова письмо с просьбой провести дополнительное техническое расследование и дать новое заключение — уже о возможных типах динамического внешнего воздействия на опорную колонну в связи с обрушением купола аквапарка. Члены Союза «обеспокоены возможностью несправедливого обвинения членов Союза Нодара Канчели и Сергея Киселева, которым незаслуженно грозит уголовная ответственность», сообщил на пресс-конференции Логвинов.
«Будет суд. Все только начинается», — заключил сам Канчели.
Кстати, одним из свидетелей на суде, возможно, окажется мэр Москвы Юрий Лужков. Во вторник Канчели встречался с ним, и мэр пообещал конструктору свою поддержку. «Я сказал мэру, что меня делают крайним. На что Лужков ответил: «Я просматривал пленку и готов подтвердить, что видел на ней такую же странную картину», — сообщил Канчели.