Как известно, Нобель в своем завещании обошел не только математиков (по слухам, эта наука пострадала из-за одного морально нестойкого математика, положившего глаз на жену Нобеля), но и архитекторов. Семье известных предпринимателей Притцкеров это всегда казалось несправедливым. Поэтому в один прекрасный день магнаты гостиничного бизнеса (мировая сеть отелей Hyatt) Джей и Синди Притцкеры решили исправить это упущение, основав премию своего имени, которая, как они надеялись, станет аналогом Нобелевской. Ну, уподобление «нобелевке» – вопрос дискуссионный («Притцкер» обычно получают не престарелые пенсионеры за прошлые заслуги, а самые что ни на есть модные архитекторы, часто даже радикалы), но то, что эта награда стала самой престижной премией в архитектурной среде, сегодня доказательств уже не требует. Каждый год, начиная с 1979-го, когда ее получил американец Филип Джонсон, вручение этой премии считается одним из самых значительных событий мировой архитектурной жизни.
Номинироваться на эту премию довольно просто – выдвигать кандидата могут все заинтересованные лица и организации, поэтому номинантов мало не бывает – в этом году, например, было заявлено около полутысячи номинантов из 47 стран мира. Но потом работу начинает международное жюри, состав которого меняется ежегодно, и начинается история про десять негритят, то есть номинантов.
Последний оставшийся и получает 100 тысяч долларов и бронзовую медаль, украшенную орнаментами великого Луиса Салливана.
На сей раз этим счастливцем стала англичанка иракского происхождения Заха Хадид. Решение это весьма примечательно. Во-первых, если до 2001 года «Притцкер» получали действительно звезды архитектуры — Ренцо Пьяно, Норман Фостер, Рем Колхас, Жак Херцог и Пьер де Мерон, то два последних года решение жюри вызывало как минимум вопросы – и новозеландец Глен Меркат (2002 год), и датчанин Йорн Атсон (2003 год) известны разве что специалистам. Все уже решили, что жюри пошло по скользкому пути многих премий, вручаемых за что угодно, кроме реальных достижений. Слава богу, на этот раз жюри под председательством лорда Ротшильда приняло решение, которое вопросов не вызывает.
Заха Хадид – действительно одна из самых интересных архитекторов сегодняшнего дня. Родившаяся в Ираке в 1950 году, она изучала математику в Американском университете в Бейруте, затем с 1972-го по 1977 год училась в Архитектурной ассоциации в Лондоне. Работы ученицы знаменитого Рэма Колхаса более чем интересны, но до недавнего времени ей, похоже, просто не везло – она почти ничего не строила и была известна в первую очередь своими «бумажными» проектами и работами в области дизайна. Все изменилось в конце 90-х годов, когда Хадид начинает выигрывать один престижный конкурс за другим. В 1996 году – конкурс на мост через Темзу под Лондоном; в 1997-м – вокзал в Страсбурге; в 1998-м – Музей современного искусства в Цинциннати; в 1999-м сразу три победы: Музей современного искусства в Риме, научный центр в Фольсбурге и мост в северном Лондоне; в 2001-м – большой комплекс в Сингапуре, Музейный центр в Барселоне и Музейный центр в Швеции; в 2002-м – Центр BMW в Лейпциге и т. д. Все эти объекты уже или строятся, или находятся на стадии завершения.
Статьями о работах Захи Хадид забиты все архитектурные журналы, а она сама считается самым перспективным архитектором ближайшего десятилетия.
Второе, чем примечательно это решение – впервые Притцкеровскую премию получает женщина. Архитектура оставалась едва ли не последним оплотом мужского шовинизма, и понадобился яркий талант Хадид, чтобы пал и он и о женщинах-архитекторах стали говорить все чаще.
Но если фамилия лауреата ничего, кроме удовлетворения, не вызвала, то объявленное место вручения премии многих удивило. Притцкеровская премия всегда сначала объявляется в Америке, а потом – через три месяца – вручается в какой-нибудь другой стране. Ее вручали в Национальной галерее в Вашингтоне, в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке, в Версальском дворце, в Пражском замке, в Белом доме в Вашингтоне, на Капитолийском холме в Риме и т. п. Эрмитаж, безусловно, не выпадает из этого ряда ни по престижности, ни по известности. Но есть и еще одно неофициальное требование – обычно вручение происходит в стране, известной своим вкладом в современную архитектуру. И вот тут нам похвастаться решительно нечем – не взывать же к пресловутому «мариинскому конкурсу», тем более что этот проект заморожен и реализация его под большим вопросом. Не иначе как председатель жюри лорд Ротшильд, по совместительству – член попечительского совета Эрмитажа, решил выдать нам очередной аванс.