Компания Space Adventures официально представила третьего космического туриста, которому предстоит отправиться на МКС. Им стал 58-летний американский предприниматель-ученый Грегори Олсен. В прошлом он возглавлял американскую компанию Sensor Unlimited Inc. (оптико-волоконные системы), которую продал в 2000 году корпорации Finisar за $700 млн. $20 млн из них, видимо, пошли на оплату «путевки» на орбитальную станцию.
Будущий турист разведен, живет один в собственном доме в Принстоне. Обе его дочери согласились с намерением отца побывать на МКС и с нетерпением ждут следующего апреля. Об этом рассказал Олсен на пресс-конференции своего «туроператора», которая состоялась в понедельник вечером в Нью-Йорке.
Предприниматель признался, что собирается окупить свои расходы.
На МКС Олсен планирует взять собственное оборудование для экспериментов. Это будут инфракрасные датчики, которые фиксируют различные температурные уровни в атмосфере Земли, анализируют загрязнение воздуха и, таким образом, дают представление о «здоровье» сельскохозяйственных систем. «Мне кажется, мои исследования на борту МКС – один из способов оправдать свое путешествие», — пояснил предприниматель-ученый.
Олсен также надеется, что невесомость на борту МКС позволит ему вырастить более качественные кристаллы, используемые в инфракрасных датчиках и других высокотехнологичных сферах. «К тому же это повод провести неделю на станции вместе с опытными космонавтами», — добавил он. Ученый пообещал по возвращении с орбиты опубликовать полученные данные в научных журналах, сообщает CNN.
В начале апреля Олсен приедет в Звездный городок в Подмосковье, где пройдет еще одну медкомиссию, предполетную подготовку и перечислит на счет Федерального космического агентства (бывший «Росавиакосмос») оговоренную сумму. По такой схеме при сотрудничестве «Росавиакосмоса» и Space Adventures в апреле 2001 года отправился в космос первый космический турист – американский бизнесмен Деннис Тито, а в мае 2002 года — мультимиллионер из ЮАР Марк Шаттлворт.
Кстати, Олсен уже дважды побывал в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. «Центр оборудован по самому последнему слову техники, — рассказал третий космический турист РИА «Новости». — Мне очень понравилось в Звездном городке, очень понравились россияне, их необычайная теплота. В Звездном мне показали комнату, где я будут жить во время прохождения шестимесячного курса подготовки, и она напомнила ту, в которой я провел несколько лет, будучи студентом Вирджинского университета в Шароттвилле. Главная задача для меня сейчас — как можно плотнее взяться за изучение русского языка».
В апреле 2005 года Олсен отправится на МКС в составе очередной экспедиции посещения. Не исключено, что к тому времени еще одно место на «корабле-такси» отдадут четвертому космическому туристу.
Как рассказал «Газете.Ru» представитель пресс-службы Федерального космического агентства Сергей Горбунов, «октябрьская экспедиция на МКС уже начинает подготовку по годовой программе». Космонавтам Салижану Шарипову и Лерою Чао (экипаж МКС-10) предстоит большая работа, в том числе стыковка европейского транспортного корабля; им предстоит проработать на борту станции с октября 2004 года по октябрь 2005-го. В то же время у ФКА появится возможность при смене «Союзов» (в апреле 2005 года) предоставить два места на коммерческой основе, пояснил Горбунов.
Он напомнил, что шаттлы не летают и когда полетят, пока точно неизвестно. В связи с этим вся нагрузка по обеспечению работоспособности станции лежит на российской стороне. При этом возможности получения агентством дополнительных внебюджетных средств резко снизились. «Те деньги, которые Россия получала от полетов европейских космонавтов и космических туристов, вкладывались в программу МКС в дополнение к бюджетным средствам, – пояснил Горбунов. – Теперь, в отсутствие полетов шаттлов, поступление этих средств сократилось». После катастрофы с челноком Columbia на станцию оказались направлены 42% бюджета агентства (почти 6,4 млрд руб.). Несмотря на то что бюджет ФКА в целом был увеличен, все дополнительные средства пошли на обеспечение запусков пилотируемых «Союзов» и грузовых «Прогрессов».
«Ротация экипажа раз в год позволит восполнить эти потери за счет возобновления коммерческих полетов, — отметил представитель пресс-службы. — Как к этому относятся американцы, мы пока не готовы сказать. Они сами выскажутся. Хотя, конечно, какой-то радостной перспективы у них на этот счет нет: астронавты не привыкли летать надолго. Мы понимаем их проблемы, но они должны понимать общую ситуацию, в том числе нашу».
В NASA действительно «не в восторге от этой идеи». Один из экспертов NASA на условиях анонимности сообщил агентству NBC, что «ни астронавты, ни руководство не оценили предложение русских. Но если они все-таки будут настаивать, у нас не останется другого выбора: сейчас Россия у штурвала».