За право участвовать в распределении 150 депутатских мандатов борются 14 политических партий и пять избирательных блоков. Три политические организации –Единая коммунистическая партия Грузии, Партия защиты конституционных прав и «Справедливость» — уже обратились в ЦИК с заявлениями об отказе от участия в выборах.
Всего за неделю до начала выборов Центризбиркомом Грузии была завершена работа по предварительной регистрации избирателей. Установлено, что их 2 миллиона 266 тысячи 279 человек.
Кто участвует в выборах в Грузии
Социалистическая партия Грузии
«Союз демократического возрождения» – аджарский блок во главе с Асланом Абашидзе
«Новые правые»...
Впрочем, как пояснил сегодня глава ЦИК республики Зураб Чиаберашвили, не исключено, что кого-то включить в список забыли, но это не страшно — избиратели, которые не прошли предварительной регистрации, имеют право зарегистрироваться в день выборов и принять участие в голосовании. Предварительное общее число избирателей было важно установить для того, чтобы ЦИК знал, когда именно выборы можно будет признать состоявшимися. По закону, это можно будет сделать в случае, если в них примет участие не менее одной трети от числа всех зарегистрированных избирателей.
Вообще парламент нового созыва должен был работать еще с конца прошлого года, однако после ухода в отставку Эдуарда Шеварднадзе новые власти аннулировали результаты предыдущего голосования. Впрочем, выборы от 2 ноября все равно вошли в историю Грузии, поскольку именно с них началась так называемая «бархатная революция». Поводом для волнений стали тогда предварительные результаты голосования, согласно которым победу одержали проправительственный блок «За новую Грузию» и аджарское «Возрождение», от них ненамного отставало «Национальное движение» Саакашвили, а потом шел блок «Бурджанадзе – демократы», куда входила не только нынешняя председательница парламента, но и действующий премьер Зураб Жвания. Оппозиция обвинила Шеварднадзе в фальсификациях, факт которых потом был доказан, и стала требовать от президента присудить ей победу и уйти в отставку, собирая в свою поддержку многотысячные митинги.
Кончилось все тем, что первое заседание парламента 22 ноября, на которое приехал Шеварднадзе, было сорвано – под предводительством Саакашвили с улицы ворвалась толпа с красными розами, которые потом стали символом переворота. На следующий день президент, эвакуированный из здания охраной, подал в отставку. Парламент собрался в прежнем составе во главе со соратницей Саакашвили Бурджанадзе, а итоги выборов по партийным спискам (150 из 235 мест) были отменены. Результаты голосования по мажоритарным округам остались в силе, однако многих одномандатников пришлось выбирать заново 4 января одновременно с выборами президента, поскольку сторонники Шеварднадзе из блока «За новую Грузию» сдали свои мандаты. В итоге в большинстве округов депутаты из движения Саакашвили остались без сильных конкурентов и, разумеется, победили.
Завтрашние выборы расклад сил принципиальным образом не изменят. Лучшие шансы у блоков Саакашвили и Бурджанадзе, которые объединились в один.
Он стал называться «Национальное движение – демократы». У сторонников президента в парламенте и сейчас большинство: пока парламент соглашался со всеми его реформаторскими начинаниями от введения поста премьер-министра, который занял Жвания, до смены государственного флага – им стало знамя «Национального движения» с красными крестами на белом фоне. Впрочем, по оценкам экспертов, депутатский корпус будет обновлен больше чем наполовину. А сам Саакашвили говорит, что хочет иметь в парламенте больше профессионалов, независимо от их политических взглядов.
На фоне кризиса в отношениях Тбилиси с Асланом Абашидзе сохраняется интрига с аджарским блоком «Возрождение». На президентских выборах аджарцы голосовали за Саакашвили, который в итоге получил больше 96% по всей стране, но авторитета, которым пользуется глава Аджарии у себя в автономии, и административного ресурса явно хватит на то, чтобы его блок преодолел необходимый семипроцентный барьер. Хотя гораздо интереснее, в каких условиях будут проходить выборы в автономии: до сих пор не ясно, согласится ли Абашидзе отменить в день голосования чрезвычайное положение, как того требует Тбилиси, и начнет ли разоружение ополченцев.