Еще во вторник стало известно, что контроль за оборонно-промышленным комплексом (ОПК) в новой структуре правительства передан от расформированного Министерства промышленности, науки и технологий в созданное Министерство промышленности и энергетики, которое возглавил бывший первый вице-премьер Виктор Христенко.
Практически сразу появилась информация, что ФКА будет руководить 58-летний генерал-полковник Анатолий Перминов, а ФАП отдадут под контроль бывшего вице-премьера 47-летнего Бориса Алешина. Более того, в среду премьер публично заявил, что сделает Алешина руководителем агентства. Но назначения до сих пор не последовали.
Преобразования непосредственно затронули все пять оборонных агентств, существовавших в прежнем правительстве.
После этого идея вычленить из Минэкономики другие предприятия оборонки, в частности авиационные, возникала не раз. После 1999 года активным сторонником преобразований в ОПК выступал помощник президента Бориса Ельцина по вопросам развития авиации и космонавтики маршал Евгений Шапошников. Правда, он предлагал создать министерство авиации, во главе которого видел себя самого. Но этот вариант не прошел.
Инициатором дальнейших преобразований в отрасли стал Илья Клебанов, который в правительстве, возглавляемом Сергеем Степашиным, курировал ОПК. При нем началась проработка планов по созданию других оборонных агентств по аналогии с РКА.
В таком виде ОПК просуществовал более четырех лет. Но после проведенного Владимиром Путиным в прошлый вторник преобразования остались только два федеральных агентства.
ФKA представляет собой сильно урезанный вариант «Росавиакосмоса». В подчинении у него осталась только ракетно-космическая отрасль. Судя по всему, 64-летний Юрий Коптев, который возглавлял «Росавиакосмос» с 1992 года, не имеет шансов возглавить реорганизованное агентство.
Авиапром отошел во вновь образованное ФАП. В это же агентство, а точнее супeрагентство, будут переданы все предприятия, ранее подконтрольные РАСУ, РАВ, «Росбоеприпасам» и «Россудостроению». ФАП получил также контроль за гражданскими отраслями машиностроения: автомобилестроением, станкостроением, химической, металлургической и лесотехнической промышленностью. Все эти направления ранее курировало Минпромнауки.
Судя по конструкции, именно руководитель ФАП, а вовсе не глава вышестоящего министерства, будет контролировать денежные потоки во вверенных ему отраслях. А это именно то, к чему, по мнению экспертов, стремилось окружение экс вице-премьера Алешина (костяк его команды — бывшие сотрудники Юрия Маслюкова времен его вице-премьерства).
Тем не менее объявленное Михаилом Фрадковым назначение Бориса Алешина до сих не последовало. Причина не вполне ясна. Судя по информации в окружении самого Алешина, он до сих пор раздумывает, соглашаться ему или нет. Якобы оценить широкий жест премьера Алешину мешают амбиции: в российской властной иерархии вице-премьер аж на две ступеньки выше руководителя агентства.
Впрочем, есть и более прозаическое объяснение: Фрадков хоть и публично объявил о назначении Алешина, но так и не «посватался».
Что же касается Юрия Коптева, у него почти не осталось шансов вернуться в правительство, даже несмотря на то что за десять лет «Росавиакосмос» заработал на реализации коммерческих проектов с иностранными партнерами более $5,5 млрд.
Причиной отставки Коптева источники называют не столько его пенсионный возраст, сколько то, что при нем агентство провалило сразу три космические программы, в том числе программа по развитию навигационной системы ГЛОНАСС. В результате Россия осталась без новых, прежде всего военных, спутников, а также без современной ракеты-носителя «Ангара».
Последней каплей, переполнившей чашу терпения Кремля, стали неудачные пуски морских ракет РСМ-54 во время февральских стратегических учений, на которых присутствовал глава государства: ведь именно «Росавиакосмос» отвечает за выпуск баллистических ракет.