Год назад, во время войны в Ираке, уже получилось нехорошо, когда режиссер Майкл Мур, получая награду за свой «Боулинг для Коломбины», не удержался и пнул президента Буша за милитаризм. В этом году оскаровская ночь проходит накануне президентских выборов, и некоторые подозрительные типы могут не удержаться и высказать гражданскую позицию. С особой опаской организаторы посматривают в сторону Тима Роббинса, Сьюзен Сарандон и особенно Шона Пенна, которому вполне светит награда за роль в «Мистической реке». Известный буйным нравом и нелюбовью к бушевским порядкам Пенн вполне может сказать все, что думает.
Скандалы на «Оскаре» случались и раньше. В 1993 году Тим Роббинс и Сьюзен Сарандон высказались по поводу Клинтона, заключившего на кубинской базе Гуантанамо гаитянских беженцев, больных СПИДом. В 71-м Джейн Фонда скандализировала общественность протестом против войны во Вьетнаме, в 73-м Марлон Брандо отказался от награды за «Крестного отца», протестуя против притеснения американских индейцев.
Но озабоченность академиков вызывают даже не возможные политические прокламации со сцены «Кодака». После скандала с обнажением Джанет Джексон было решено пускать церемонию в эфир с пятисекундной задержкой – чтобы успевать вырезать мат и непристойные сцены. Больше всего академики опасаются, что возможные нелицеприятные политические высказывания также будут вырезаны техниками канала АВС. Подобная цензура на глазах приблизительно миллиарда зрителей нанесет колоссальный ущерб репутации премии.
Как бы в компенсацию этих трудностей церемонию проводят в этом году с особенной роскошью. Дорогие подарки, пятисотметровый красный ковер и все такое. Эта роскошь особенно уместна оттого, что особой кинематографической интриги не наблюдается.
Выдвинутый на «Оскар» в одиннадцати номинациях фильм Питера Джексона «Властелин колец: возвращение короля» возвышается над окружением как Монблан. Не дать ему статуэтку «Лучший фильм» будет просто неприлично – самый громкий проект последних лет выдвигается в третий раз. Зрительский успех, коммерческий успех, художественный успех последней части трилогии требует логического завершения в виде награды. Конечно, академики любят иногда удивить и показать свою независимость, но в этом году им это трудно будет сделать.
В конкурентах у него числятся «Хозяин морей», «Фаворит», «Мистическая река» и «Трудности перевода». Та же компания и в номинации «Лучший режиссер» — за исключением «Фаворита», которого здесь заменяет бразильский «Город бога». Здесь шансы примерно равны: «Трудности» Софии Копполы и «Город бога» были очень тепло приняты прессой, а «Мистическая река» Клинта Иствуда – кино настолько мощное при внешней простоте, что также заслуживает приза.
В номинации «Лучшая мужская роль» никакой ясности нет. Каждый из претендентов имеет весомые шансы: Джонни Депп, сыгравший пирата-травести в «Пиратах Карибского моря», Бен Кингсли – иранский эмигрант из «Дома из песка и тумана», Билл Мюррей из «Трудностей перевода», Шон Пенн — убитый горем отец из «Мистической реки» и дезертир Джад Лоу из «Холодной горы».
Отчего-то кажется, что награда достанется Мюррею — с одной стороны, награду он заслужил, с другой – такой выбор позволит избежать неприятных ситуаций вроде появления на сцене скандалиста Пенна.
В номинации «лучшая женская роль» все не так просто. Шарлиз Терон за роль проститутки – серийной убийцы уже собрала по миру все возможные призы. Не дать ей «Оскара» было бы решительным поступком. Конкурентами Терон являются модная Наоми Уоттс за «21 грамм», Саманта Мортон за фильм «В Америке» и совсем юная Кейша Кастл-Хьюз за роль в саге о маори «Оседлавшие кита». Правда, есть прекрасный выход – отдать награду старушке Даяне Китон за роль в проходной ленте «Любовь по правилам… и без». Награда будет «за выслугу лет», никто не посмеет ничего возразить. Вероятно, Китон и Терон и есть основные претенденты.