«Эта труба должна быть заполнена», — заявил президент Владимир Путин в четверг в Хабаровске на совещании по вопросам развития транспортной инфраструктуры Дальнего Востока и Забайкалья.
Речь шла о трубопроводе Ангарск--Находка. «Это вопрос не регионального, а стратегического значения», — заявил Путин и попросил президента Якутии Вячеслава Штырова представить все наработки.
Штыров тут же пообещал Путину, что Якутия, чтобы наполнить нефтепровод Ангарск--Находка, готова поставлять 30 млн тонн нефти уже сегодня, 50 млн — через год и 80 млн — через два года. Но для этого нужны государственные инвестиции.
Увлекшись, президент Якутии даже предложил Путину построить в направлении Находки совмещенный нефтяной и газовый трубопроводы — опять-таки на государственные деньги.
Это весьма симптоматический диалог. Когда экспорт углеводородов из Сибири на Дальний Восток только планировался, речь шла главным образом о нефтепроводе из того же Ангарска до Дацина (cеверо-восток Китая) протяженностью 2,4 тыс. км. Этот проект был разработан и доведен до технико-экономического обоснования ЮКОСом. Стоимость трубы составила около $2,5 млрд, ЮКОС был готов эти деньги найти и даже подписал с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией соглашение о поставках российской нефти из Ангарска в Дацин в объеме до 30 млн т.
Но затем неожиданная мысль государственного масштаба пришла из компании «Транснефть»: трубу надо строить не в Китай, а в родную Находку. Объяснение этому нашлось очень весомое – надо развивать ресурсную базу Восточной Сибири.
По мнению аналитика ИК «Тройка Диалог» Олега Максимова, китайское направление выгоднее: «Прокладывать трубу в китайском направлении было бы разумнее – в Западной Сибири практически все месторождения разведаны и эксплуатируются, что уже сейчас дает возможность заполнить трубу в объеме 400–600 тыс. баррелей в день. В сторону Находки для рентабельности проекта необходимо прокачивать до 1 млн баррелей в день, которых пока нет. В Восточной Сибири придется начинать освоение месторождений практически с нуля.
Стоимость освоения месторождений Восточной Сибири может составить десятки миллиардов долларов, на это потребуется не менее пяти лет.
А маршрут в Китай может быть выгоден не только ЮКОСу, но и другим компаниям.
Год назад правительство приняло компромиссное решение — строить трубу Ангарск--Находка, но с ответвлением на Дацин. Глава Минэкономразвития Герман Греф тогда выступил с отважной критикой этого проекта, заявив, что «в идеале правительство хотело бы реализовать оба проекта — и Ангарск--Находка, и Ангарск--Дацин, но ресурсов пока хватает только на Дацин».
Но все это было до того, как началось «дело ЮКОСа». А после того активный лоббист трубы до Находки, госкомпания «Роснефть», получила мощную поддержку в лице Японии. Последняя даже заявила о готовности вложить в проект около $7 млрд: $5 млрд на строительство трубы и $2 млрд — на освоение месторождений Восточной Сибири. Японцы, ясное дело, очень заинтересованы в дешевой российской нефти.
Михаилу Касьянову, когда он посещал Японию с официальным визитом, пришлось здорово покрутиться: он объяснял там, что проект Ангарск--Дацин — локальный, связанный с уже имеющимися у нефтяных компаний ресурсами, а проект Ангарск--Находка связан с освоением новых ресурсов в Восточной Сибири, и он не станет альтернативой или заменой нефтепроводу Ангарск--Дацин.
Но теперь сомнений в судьбе первоначальной трубы в Китай не осталось. В четверг президент Путин радикально усложнил ЮКОСу план построить трубу до Китая. Председатель ОАО «Российские железные дороги» Геннадий Фадеев заявил, что
президент потребовал наладить поставку нефти в Китай по железной дороге, а уже потом думать о трубе:
— Считаем, что необходимо прежде всего не строить капиталоемкую трубу в Китай, а загрузить Байкало-Амурскую магистраль железнодорожными перевозками в цистернах объемом 30 млн т в год.
Здесь следует просто привести цитату из вице-президента компании «ЛУКойл» Леонида Федуна — о том, что тарифы на перевозку нефти в цистернах и на перекачку по трубе соотносятся как 3:1.
Но последнее, что остается сказать по поводу маршрута Ангарск--Находка, — это что его не будет.
Экологам удалось доказать правительству, что при строительстве трубы из Ангарска в Находку будет затронута заповедная зона Байкала. Было принято решение о строительстве трубы Тайшет--Находка в обход заповедника, которая по сравнению с трубой Ангарск--Находка оказывается длиннее на 400–500 км. До этого стоимость трубопровода из Ангарск в Находку протяженностью около 4 тыс. км составляла около $5 млрд.
Как заявил «Газете.Ru» вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев, сейчас направление из Тайшета на Находку — приоритетное. Разработка ТЭО трубы Тайшет--Находка началась примерно в конце 2003-го — начале 2004 года. Мощность трубы остается та же – 80 млн т в год.
Господин Григорьев отмечает, что трубопровод на Находку не будет рентабелен, если через него не прокачивать 50 млн тонн нефти ежегодно — «но месторождения Восточной Сибири, и в том числе якутские, пока это обеспечить не в состоянии».