В среду в Минкульте России проводили коллегию, посвященную итогам работы ведомства за 2003 год. Чтобы итоги были зримее, два из них принесли прямо туда.
Наглядным пособием, иллюстрирующим успешность чиновничьего труда, служили два полотна Рубенса, о которых шумят с января. Слышали о них почти все, но на публике они появились впервые, правда, пока их могли увидеть только журналисты. Это полотна великого фламандца «Союз Земли и Воды» и «Поклонение волхвов», купленные известным коллекционером и по совместительству магнатом рынка недвижимости Владимиром Логвиненко в Европе и привезенные им в Россию. Если «Поклонение волхвов» — довольно небольшая и не очень значимая картина, то с «Союзом Земли и Воды» (дерево, масло, 152 смх124 см, 1612 год) все серьезнее. По словам руководителя департамента по сохранению культурных ценностей министерства Анатолия Вилкова, это «одно из ценнейших для России приобретений», аналогичное полотно (Рубенс часто варьировал свои картины) есть только в Эрмитаже.
Впрочем, картина является ценной и самом что ни на есть житейском смысле – ее стоимость специалисты оценивают в 15–20 млн фунтов стерлингов.
Заслуга чиновников в явлении Рубенса народу состоит в принятом ими историческом решении. На самом деле картины эти Логвиненко приобрел довольно давно, только на Родину вести их не спешил. Дело в том, в связи со вступлением в силу с 1 января 2004 года нового Таможенного кодекса в статью 282 было внесено небольшое изменение. До сего времени ввоз культурных ценностей приравнивался к ввозу товаров народного потребления, и принцип был простой — до штуки баксов в стоимостном выражении и до 50 кг веса багажа не облагались налогами вообще. За все, что больше, – совокупный таможенный платеж, куда входил НДС, пошлины и тому подобное. На круг получалось от 25 до 30% от стоимости товара. Задача из арифметики – сколько бы отстегнул Логвиненко за своего Рубенса? Ответ – дураки вымерли, такие деньги никто и не платил.
Все изощрялись как могли, к примеру, мебельные гарнитуры ар-деко записывались как «деревянные изделия, бывшие в употреблении».
Но тем, кто покупал что-нибудь на серьезных аукционах, было много сложнее – про суммы, уплаченные за картины, трубят все газеты.
Теперь стараниями Министерства культуры (впрочем, Таможенный комитет приписывает все заслуги себе) ситуация скорректирована, и в отношении культурных ценностей, ввозимых физическими лицами, применяется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин. Удовлетворенные, сели ждать потока шедевров. Как ни странно, народ повез. Первым был Логвиненко, вскоре обещался приехать Виктор Вексельберг со своими яйцами Фаберже.
Если поток «возвращенцев» действительно хлынет, то мы имеем шанс получить наплыв шедевров. Русские довольно давно наводят шорох на западных аукционах, выкладывая там немыслимые суммы, причем предпочитают русских художников, знакомых по иллюстрациям в школьных учебниках – Шишкина, Репина, Айвазовского (Логвиненко со своей страстью к Рубенсу скорее исключение). Так, если в 1997 году на аукционе Sotheby`s в Лондоне русское искусство продавалось на сумму в 1,3 млн фунтов, то в прошлому году выручка была ровно в 10 раз больше — 13 млн (примерно 25 млн долларов), причем последний аукцион, в ноябре, дал рекордную сумму в 6,7 млн.
Темпы роста неудивительны, если вспомнить, насколько наши переплачивают. За полотно Льва Бакста Sotheby`s рассчитывал выручить от 60 тыс. до 80 тыс. фунтов. Бакст ушел за 453 600.
Картина Кустодиева «Колокола» оценивалась в 250–350 тыс. Наши заплатили 845,6 тыс. – чего мелочиться.
«Купающиеся мальчики» Натальи Гончаровой ушли втрое дороже (464,8 тыс.). И так далее, и тому подобное. Беспрецедентная сделка по яйцам Фаберже стала лишь апофеозом этой истории.
Увидим ли мы все эти шедевры в России – пока не известно. А вот логвиненковского Рубенса россияне увидят уже точно. Как сообщил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, обе выставленные в Минкульте картины будут переданы для экспонирования в постоянной экспозиции Эрмитажа. Возможно, в рубенсовском зале крупнейшего музея страны появится и третья картина, принадлежащая Логвиненко, – «Лукреция и Тарквиний». Но с ней, как известно, проблемы, Германия требует ее возврата, ссылаясь на то, что она была вывезена незаконно во время второй мировой войны. Если картина будет освобождена от прокурорского надзора по уголовному делу, возбужденному немецкой стороной, то в Эрмитаже появится и третья новинка. Но не стоит суетиться с билетами раньше мая 2004 года. «Точно сказать дату невозможно, поскольку надо сначала провести экспертизу этих работ, а затем, если понадобится, отреставрировать», — пояснил Пиотровский.