Двухдневное заседание ЦИКа по вопросу, дать ли Владимиру Жириновскому возможность представлять элдэпээровского кандидата Олега Малышкина на предвыборных дебатах, закончилось не в пользу ЛДПР. Члены Центризбиркома отказались зарегистрировать Жириновского доверенным лицом Малышкина, поскольку именно доверенное лицо имеет право подменять кандидата в дебатах с соперниками.
Обратиться в ЦИК Жириновского заставил отказ, полученный им от руководства двух телеканалов — «Первого» и «России». Они не разрешили главе партии выступить вместо выдвинутого им в президенты бывшего охранника. Отказ от появления на экране теленачальники обосновали тем, тот вице-спикер Жириновский не является доверенным лицом Малышкина и не уполномочен говорить за кандидата. Вместе со своей жалобой Жириновский одновременно направил в ЦИК заявление с просьбой зарегистрировать его доверенным лицом, но в итоге получил отказ.
Члены ЦИКа, ссылаясь на нормы законов «О системе госслужбы», «О статусе депутата Госдумы» и «О выборах президента», постановили, что стать доверенным лицом вице-спикеру Жириновскому никак нельзя. Именно по причине высокого статуса, приравнивающего его к чиновнику категории А.
За Жириновского вступился сын Игорь Лебедев.
— Вы ссылаетесь на то, что стать доверенным лицом замещающий госдолжность не может. Но двумя строками ниже в приводимом вами законе говорится, что это не распространяется на лицо, находящееся в отпуске. Депутат Жириновский с 13 февраля по 13 марта в официальном отпуске. Почему вы не регистрируете его доверенным лицом?
— Госслужащим, уходящим в отпуск, становиться доверенным лицом можно, замещающим государственные должности – нельзя, — осадила сына Жириновского Ольга Застрожная.
— Покажите, где записано в законе, а не в указе, что вице-спикер – чиновник категории А? – спорил сын.
— Кроме того, что я вице-спикер, я же избранное лицо, депутат, — вмешался Жириновский-отец.
— Конечно, у двух юристов три мнения. Но у нас разное понимание законов, — каламбурила Застрожная.
Она еще вспомнила и указ президента Ельцина, в котором перечислялись госдолжности, подпадающие под категорию А. В то число входит и должность вице-спикера.
С Застрожной авторитетно согласился Александр Вешняков: «Если вдруг одному из граждан, обладающих соответствующим статусом и огромным желанием заменить своим лицом всех, в том числе кандидата в президенты РФ... Мы при всем желании не можем ему угодить и менять закон в этой части. Нет никаких шансов рассматривать положения закона так, как хочется Владимиру Вольфовичу». После этого стало понятно, что Малышкину и Жириновскому уже ничего не светит.
Осознавая это, Жириновский начал скандалить. Журналисты поинтересовались у него, куда делся сам Малышкин, который в ЦИК не приехал. На это Жириновский импульсивно поведал, что тот очень занят, «чуть ли не сходит с ума», поскольку не успевает участвовать во всех теледебатах. По словам Жириновского, именно поэтому он хотел заменить Малышкина в телепрограммах. «Кандидат Малышкин захлебывается. У него с утра до вечера эфиры. Он по часу сидит на всех передачах, посвященных предвыборным дебатам. Вы хотите, чтобы он с ума сошел? — кричал Жириновский. — Рыбкин скрылся, Харитонов с Мироновым не ходят! В результате все время теледебатов достается Малышкину и Глазьеву, он уже с ума сошел от такой нагрузки».
По словам лидера ЛДПР, своим решением ЦИК обидел не только Жириновского, но и всех депутатов «Единой России». По его информации, они хотели бы стать доверенными лицами кандидата Путина, но теперь им не разрешат.
«Своим решением Центризбирком поставил депутатов Госдумы ниже бомжей. Вот завтра сюда придут сто бомжей, и вы их зарегистрируете доверенными лицами, а нас, депутатов, отказываетесь. Триста депутатов от «Единой России» хотят быть доверенными лицами Путина, а вы отказываете им. И он вынужден был артистов всяких привлекать агитировать за него!» – заступался за «медведей» Жириновский. Получив окончательный отказ, он пообещал «громить ЦИК во всех своих выступлениях в СМИ» на телевидении, где он как лидер партии во время президентской кампании имеет право на бесплатное эфирное время.