В Центре оперного пения Галины Вишневской прошла церемония награждения лауреатов престижного фотографического конкурса «Серебряная камера – 2003». Несмотря на введенную в этом году анонимность заявок, итоги нельзя назвать неожиданными. Класс берет свое: обладателями гран-при в номинациях «Архитектура», «События и повседневная жизнь» и «Лица» стали соответственно Илья Кейтельгиссер, Игорь Мухин и Владимир Мишуков. Все три фигуры принадлежат столичному фотографическому истеблишменту; признание их заслуг – не сенсация. Нынешние лауреаты и прежде отмечались наградами «Серебряной камеры», а Мишуков и вовсе получает гран-при третий раз подряд.
Освистывать решение жюри не приходится. Пусть мишуковский «Культ семьи» оказался концептуально скучным, зато мухинская серия «Восемь сюжетов о Красной площади» – настоящий шедевр, пронзительная сага о некрополе, осаждаемом паломниками и туристами. «Прогулки по Москве» Ильи Кейтельгиссера – работа весьма достойная и профессиональная. Считать ее однозначно лучшей до подведения итогов вряд ли бы кто рискнул, но протеста такой вердикт не вызывает: другие претенденты в области архитектурной съемки лауреата не превосходили. В совокупности решений соблюдены все балансы, учтены прежние заслуги, приняты во внимание различные тенденции.
Возникает один лишь вопрос: надо ли при такой прозрачной ситуации культивировать анонимность заявок? Выглядит как излишнее кокетство.
Главным призом дело не ограничивается: в арсенале конкурса есть множество премий рангом пониже. Скажем, приза зрительских симпатий удостоился Владимир Вяткин за серию «Девушки: рыбы и птицы» – действительно эффектную и, что приятно, совершенно не попсовую. То ли зритель наш подрос эстетически, то ли художник сумел совместить несовместимое. Спецприза для молодых фотографов до 30 лет удостоились Наталья Павловская и Георгий Клеймак, а награды от Дома фотографии получили сразу четверо. Понятно, что при огромном наплыве конкурсантов (в этот раз подали заявки 420 человек – вдвое больше, чем в прошлом году) призов на всех никак не могло хватить, но в той или иной форме поощрены почти 5% участников.
Обилие спонсоров и внушительный призовой фонд – свыше $50 тыс. – делают «Серебряную камеру» привлекательным мероприятием даже для начинающих. В конце концов, мэтрами не рождаются. Походишь два-три года в юниорах, а там и внимание начнут обращать. Судя по набранным оборотам, конкурс ожидают радужные перспективы. Засветиться успеют многие.