Сергей Ермилов считает, что подписание стратегического соглашения по транзиту нефти было приостановлено в связи с тем, что украинское правительство принимало решение о нефтепроводе Одесса — Броды. Поскольку теперь эта проблема решена, считает украинский министр, можно перейти и к отложенному обсуждению.
По словам Ермилова, на встрече в Москве с министром энергетики РФ Игорем Юсуфовым он сообщил, что решение по Одесса — Броды уже принято и «теперь ничто не сдерживает подписание указанного соглашения».
Первоначально 15-летнее соглашение о транзите нефти по территории Украины планировалось подписать в июле 2003 года на встрече глав государств СНГ, однако подписание было отложено до решения судьбы нефтепровода Одесса — Броды.
Игорь Юсуфов, по словам Сергея Ермилова, пообещал информировать премьер-министра РФ Михаила Касьянова о предложении Украины продолжить переговоры по поводу долгосрочного соглашения о транзите нефти. «Украина рассчитывает на подписание этого документа на ближайшем саммите», — сказал министр.
Сергей Ермилов сообщил также, что Украина и Россия 13 февраля начнут переговоры на уровне экспертов относительно предложения Украины об увеличении транзита нефти через ее территорию на 20–25 млн тонн. По его словам, в настоящее время мощности украинской трубопроводной системы используются только на 50%, и предложение увеличить прокачку «найдет в России положительный отзыв».
Кабинет министров Украины 4 февраля принял решение об использовании нефтепровода Одесса — Броды в прямом направлении, т. е. по американскому варианту. При этом правительство поддержало законопроект о передаче в концессию нефтепровода Одесса — Броды и морского нефтетерминала «Южный» (Одесса). По данным Ермилова, в текущем году ожидается транспортировка по нефтепроводу 4—5 млн тонн каспийской нефти.
Трубопровод Одесса — Броды сдан в эксплуатацию в мае 2002 года, его пропускная способность — 9–14,5 млн т нефти в год, резервуарный парк — 200 тыс. куб. м. Морской нефтяной терминал «Южный» (Одесса) способен принимать танкеры дедвейтом до 100 тыс. тонн. Нефтепровод ни дня не использовался по прямому назначению, несмотря на это предложения российской ТНК-BP о временном использовании нефтепровода в обратном направлении для экспорта российской нефти в объеме 9–14, 5 млн т были отвергнуты.
Одновременно с решением ждать 4–5 млн т гипотетической каспийской нефти, отказав в транспортировке 9 млн т российской нефти, украинский парламент решил подсластить пилюлю, вспомнив о лежавшем без движения с декабря 2002 года договоре об интеграции нефтепроводов «Дружба» и «Адрия», и ратифицировал его.
Как не без юмора отметила руководительница пресс-службы «Укртранснафты»
Александра Пидзирайло: «Ратифікація Угоди... сприятиме зміцненню міжнародного іміджу України, як держави, яка послідовно і прагматично відстоює свої економічні інтереси»,
что в переводе означает «Ратификация договора (через 2 года после его подписания после шестилетних переговров — «Газета.Ru») поспособствует укреплению международного имиджа Украины как государства, последовательно и прагматично отстаивающего свои экономические интересы».
Между тем российские аналитики оценивают украинское предложение России как нормальный для Украины порядок вещей. Вячеслав Игрунов, руководитель Международного института гуманитарно-политических исследований, считает, что Россия заинтересована в использовании украинской территории для транспортировки своей нефти. Решения, принимаемые накануне конституционной реформы, могут отличаться неожиданностью и непредсказуемостью — в этом смысле Украина одна из самых непредсказуемых стран в Европе, однако риск получить еще более недоброжелательно относящегося к России президента, чем нынешний, слишком велик, и нужно использовать любой шанс, чтобы повысить уровень экономического сотрудничества с Украиной.
Решения по магистрали Одесса — Броды принимались под прямым давлением госдепартамента США и «главного американского союзника» Польши, поэтому нельзя судить по нему о готовности украинского руководства к экономическому сотрудничеству с Россией.
Директор Центра политической конъюнктуры Константин Симонов считает, что подписание соглашения на 15 лет, хотя и соответствует стратегическим планам России об увеличении экспорта нефти до 300 млн т в год в соответствии с энергетической стратегией на 2020 год , т. е. фактически об удвоении объема, тем не менее абсолютно бесперспективно с точки зрения прогнозируемости ситуации на Украине. «Можно вспомнить также ситуацию с газотранспортным консорциумом и облэнерго, — отметил эксперт. — Обещания выдавались на много лет вперед, а сейчас все снова отыгрывается назад».
Несмотря на положительную в целом оценку экспертами предложения Сергея Ермилова увеличить транспортировку нефти до 81,7 млн тонн ежегодно, необходимо все-таки сказать следующее. По мнению украинского министра, рост объемов прокачиваемой нефти возможен благодаря пуску нефтепровода Одесса — Броды, реализации проекта «Дружба» — «Адрия», а также увеличению прокачки российской нефти приднепровскими нефтемагистралями. По оценкам украинских экспертов, мощности украинских нефтепроводов составляют 98,5 млн тонн нефти в год. Мнения российских экспертов несколько расходятся с оценками украинских коллег, так, например, приднестровские магистральные трубопроводы, которые, по мнению украинцев, могут прокачивать около 9 млн т, способны реально обеспечить транспортировку 2–4 млн т нефти в год, и то после существенной реконструкции.
Поэтому, видимо, российские нефтяные компании будут искать и создавать альтернативные пути транспортировки нефти, как, например, ТНК-BP, строящая свой терминал на Балтике. Показателен также пример вчерашней встречи главы «Газпрома» Алексея Миллера с руководителем «Укрнафтагаза», которую следовало по протоколу посвятить судьбе газотранспортного консорциума. Существенную же часть встречи Алексей Миллер посвятил попыткам получить $1,4 млрд многолетней и реструктурированной задолженности Украины за газ. «А как же еще, — сказал пресс-секретарь «Газпрома». — Они же наши главные партнеры».