Не успела стихнуть эйфория от того, что коллекция Фаберже, выставленная на аукцион Сотби семьей Форбс, вернется в Россию, как сразу возникли два прагматичных вопроса: когда вернут и куда яйца денут?
На первый вопрос ответ уже дан. Сейчас «для того, чтобы Запад мог навечно попрощаться с этой уникальной коллекцией», спешно готовится выставка в Нью-Йорке, которую ушлые журналисты уже успели окрестить «Прощайте, яйца Фаберже!», а потом коллекция поедет домой. Насчет даты прозвучали два мнения. Андрей Ружников — эксперт по русскому искусству, принимавший непосредственное участие в переговорах по покупке коллекции, ссылаясь на представителей Вексельберга, назвал 1 апреля. Представители фонда «Связь времен», специально созданного для покупки коллекции, заявили, что они хотели бы, если получится, привезти ювелирные шедевры Карла Фаберже на родину уже к Пасхе, которая в этом году будет отмечаться 11 апреля. Так что со сроками более-менее ясно.
Со вторым вопросом несколько сложнее.
Сам покупатель, известный бизнесмен Виктор Вексельберг, ничего конкретного не сказал. В интервью РИА «Новости» он лишь заявил, что хочет «сделать коллекцию Фаберже доступной самому широкому кругу российских граждан», и поделился ближайшими планами – устроить по возвращении выставки в Москве, Питере и Екатеринбурге, а затем повезти ее по России. «Затем мы бы хотели показать ее в тех городах, где осуществляем свою производственную деятельность, — Тюмени, Иркутске и многих других», — добавил он.
Но вопрос, в каком музее осядет коллекция после турне, остается. Впрочем, представитель фонда «Связь времён» Андрей Шторх был более словоохотлив. По его словам, по возвращении фонд займется поиском соответствующего места для экспозиции.
«На это претендуют и Московский Кремль, и Эрмитаж, и даже xрам Христа Спасителя. Окончательное мудрое решение будет принято после консультаций со специалистами».
Прорабатывается вопрос и с постоянным местом хранения. «То место, где она будет на пожизненном хранении, должно соответствовать четырем критериям: статус и авторитет, обеспечение норм безопасности, общедоступность, целостность. Мы сейчас работаем «на прием». Если кто-то считает, что дотягивает на «отлично» по всем пунктам, милости просим. Личных предпочтений у Вексельберга нет», — сказал Шторх.
Первые два места, названные Шторхом, вопросов не вызывают. А вот xрам Христа Спасителя выглядит довольно странно. Во-первых, яйца хоть и пасхальные, но к религии имеют весьма опосредованное отношение. Да, традиция изготовления пасхальных яиц в дореволюционной России была очень распространенной, причем их изготовлением занималась не только фирма Фаберже, достаточно вспомнить знаменитые яйца работы фирм О. Курлюкова, И. Хлебникова или П. Оловянишникова.
Но это просто подарки к празднику, «матрешки для миллионеров», как их часто называют, предметами культа они не являются.
К тому же, как заверил «Газету.Ru» Михаил Дудко, секретарь по взаимоотношениям церкви и общества Московской патриархии, могут возникнуть технические сложности, связанные с экспонированием и охраной: «У нас есть опыт экспонирования, а точнее, использования таких серьезных ценностей, как икона Владимирской Божьей Mатери или икона Донской Божьей Mатери, которая недавно выставлялась в Гостином дворе. Но это была не постоянная экспозиция, а Владимирская Божья Mатерь выставлена в домовом храме Третьяковки и разделяет охрану со всем музеем».
На ум приходит только одно объяснение – фонд «Связь времен» возглавляет писатель Святослав Рыбас, очень тесно связанный с этим храмом. Он был одним из наиболее активных поборников его восстановления, членом наблюдательного совета по воссозданию xрама Христа Спасителя, а сегодня является членом его попечительского совета.
Возможное соперничество Московского Кремля и Эрмитажа гораздо серьезнее.
Оба являются крупнейшими российскими музеями и располагают всем необходимым для экспонирования шедевров. Собственно, заочное соперничество уже началось. Известный композитор Тихон Хренников заявил, что, по его мнению, коллекцию ювелирных изделий Фаберже следует передать «нашему главному музею мирового значения — Эрмитажу». За москвичей вступился директор Государственного музея-усадьбы «Архангельское» Владимир Длугач: «Я очень рад за музей-заповедник «Московский Кремль», которому, вероятнее всего, будет предоставлена возможность экспонировать эту коллекцию вместе со своим собранием».
Питерцы ответили главным калибром — директор Эрмитажа Михаил Пиотровский заявил в интервью «Эху Москвы», что Эрмитаж заинтересован в передаче ему коллекции пасхальных яиц Фаберже: «Всякий музей хотел бы иметь подобные вещи у себя».
Его коллега из музеев Московского Кремля Елена Гагарина никаких заявлений не делала, однако, как сообщили нам в пресс-службе музея «Московский Кремль», его специалисты «готовы предложить помощь в сохранении этих яиц и доставке их на родину». Инициатива, бесспорно, заслуживает внимания хотя бы потому, что тамошние сотрудники имеют самый большой опыт хранения и реставрации этих яиц. Кроме того, Кремль поддержало и Министерство культуры – его представитель Анатолий Вилков сказал, что Минкульт будет рекомендовать Виктору Вексельбергу передать коллекцию яиц Фаберже в постоянную экспозицию Государственного музея Кремля.
Выбор в пользу Москвы действительно выглядит более разумным.
У Питера не так много резонов претендовать на коллекцию, кроме «географического» — именно в этом городе изготовлялись знаменитые яйца, которые в 1917 году были перевезены в Москву и, за исключением десяти, проданы в 20-30-x годах. Но эти пасхальные подарки императора никогда не хранились в Эрмитаже, а украшали личные покои императриц в Зимнем и Аничковом дворцах, в Гатчине. Максимум, чем может похвастаться самый большой музей страны, это копией императорских регалий, за которую фирма получила гран-при на Всемирной парижской выставке 1900 года — специально для Эрмитажа ее приобрел у Фаберже Николай II. Ходили слухи о том, что Эрмитаж присматривался к «Коронационному» яйцу, входящему в коллекцию Форбсов. Видимо, для полноты коллекции: оригинал кареты, вложенной в это яйцо, находится в питерском музее. Но в целом Пиотровский вовсе не случайно заявлял буквально за день до сенсационной покупки: «У Эрмитажа нет видов на ювелирные изделия Фаберже из коллекции американского медиамагната Малколма Форбса».
В Оружейке же можно будет, добавив купленные девять к имеющимся десяти, показывать едва ли не половину всех сохранившихся императорских пасхальных яиц.
Тем более что в купленной коллекции присутствует «Ренессансное» яйцо, вернуть которое музей всегда мечтал. Все пасхальные яйца хранились в Кремле, но только одиннадцать были зафиксированы как принадлежащие Оружейной палате. Десять с тех пор так и хранятся в музее, одиннадцатое — «Ренессансное» — было продано в 1930 году.
Впрочем, есть шанс довести количество «российских» яиц и до круглой цифры. Не так давно совершенно случайно было найдено 51-е яйцо «Созвездие цесаревича», одно из двух, которые Фаберже не успел закончить в 1917 году. Оно хранилось в Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана с 1925 года. Музею его подарил в числе других ценностей Агафон Фаберже, второй сын прославленного ювелира. Яйцо лежало в разобранном виде, и долгое время думали, что это просто детали из стекла и кварца. Его вполне можно восстановить — придать экспозиционный вид и сделать доступным публике. Но для того чтобы хотя бы выложить бриллиантами созвездие цесаревича, нужны немалые деньги. Может, еще кто из олигархов расщедрится?