Правительство Украины в среду приняло решение использовать нефтепровод Одесса--Броды для поставок нефти в Европу и отказаться от его реверсного использования. Об этом заявил вице-премьер Украины Андрей Клюев после заседания кабинета министров. По словам Клюева, «принято решение о направлении использования нефтепровода от Одессы до Бродов» и создана правительственная комиссия, которая должна обеспечить его наполнение нефтью и эффективное использование. Министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов сообщил, что к концу 2004 года Chevron сможет прокачать по трубе Одесса--Броды в европейском направлении 4–5 млн т нефти, добытой в Каспийском регионе.
В заявлении для СМИ украинский министр упомянул некие казахские и азербайджанские компании, но в более раннем интервью указал именно на Chevron.
Единственное, где Chevron может взять эти 4–5 млн т обещанной украинцам нефти — из уже функционирующего и пролегающего по территории России нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума Тенгиз (Казахстан)--Новороссийск (Россия), в котором один из акционеров — все тот же Chevron; или по лоббируемому администрацией США трубопроводу Баку--Тбилиси--Супса, который войдет в строй лишь в конце 2004 года, а далее — доставлять танкерами по Черному морю к уже построенному в Одессе терминалу.
У американского варианта существует один серьезный минус, а именно: в азербайджанской части Каспия нефти нет, ее может не хватить даже для загрузки основной ветки нефтепровода — в турецкий порт Джейхан.
Косвенное подтверждение этому «Газета.Ru» получила в пресс-службе казахаской нефтяной компании «Казмунайгаз»: там сообщили, что
по инициативе азербайджанской стороны в последнее время ведутся интенсивные переговоры по созданию на казахском берегу Каспия береговой инфраструктуры для погрузки нефти Кашаганского месторождения в танкеры.
Но это месторождение должно войти в строй лишь в 2006 году.
Единственный вывод, который можно сделать, — Chevron собирается использовать трубопровод КТК, проходящий по территории России, в интересах американской администрации, стремящейся нанизать на нитку нефтепроводов возможно большее число стран, и в ущерб интересам другой российской компании — ТНК.
По мнению одного из самых уважаемых экспертов мирового нефтяного рынка, профессора из ЦЭМИ Олега Брагинского, по вовлеченности в сегодняшнюю американскую геополитику Chevron равных себе не имеет.
А о том, что у решения украинского правительства была именно политическая подоплека, свидетельствует и то, что решение было принято вскоре после визита президента Путина на Украину, где должно было быть подписано соглашение о реверсе, и то, что вскоре после решения американский посол на Украине провел встречу с руководством «Нафтагаза Украины».
В ТНК-BP отказались комментировать политическую подоплеку принятого Украиной решения, заявив, что с «уважением относятся к принятому правительством Украины решению». В то же время пресс-служба компании заявила, что
«предложение о временном реверсном использовании трубопровода остается в силе».
Chevron попал в деликатную ситуацию. Гнать нефть по строящемуся нефтепроводу Баку–Тбилиси–Супса, который вступит в строй лишь в конце 2004 года и в котором акционером является ConocoPhilips, — означает не выполнить обязательств перед Украиной.
Гнать нефть по проходящему по российской территории нефтепроводу КТК, акционером которого Chevron является, — можно поссориться с Россией.
Пресс-служба штаб-квартиры Chevron затруднилась вчера с ответом на вопрос о том, по какому маршруту собирается американская компания возить нефть и где она собирается ее брать, а затем в течение дня была недоступна. Интересно, что прежде приходилось сталкиваться с неумением подать информацию в пресс-службах очень больших и уважаемых российских компаний, причастных к большой государственной политике; этот опыт теперь распространился и на американцев.