Представители основных акционеров ЮКОСа и «Сибнефти» в понедельник подписали протокол о совершении обратной сделки по разделению компаний.
Об этом стало известно во вторник из пресс-релиза, распространенного компанией Millhouse Capital, управляющей собственностью Романа Абрамовича. В документе подчеркивается, что «стороны договорились о том, что в максимально сжатые сроки проведут все необходимые действия для реализации подписанного протокола».
На каких условиях ЮКОС отпускает «Сибнефть», насколько сжаты сроки и заплатит ли «Сибнефть» штраф в $1 млрд, не говорится. По данным источника «Интерфакса»,
сделка между ЮКОСом и «Сибнефтью» по разделению компаний не предусматривает выплату каких-либо компенсаций.
Протокол о совершении обратной сделки со стороны «Сибнефти» подписал руководитель московского отделения Millhouse Capital, управляющей акциями основных владельцев компании Давид Давидович, от ЮКОСа — адвокат акционеров Антон Дрель.
Антон Дрель подтвердил «Газете.Ru» эту информацию, но счел нужным несколько раз подчеркнуть, что подписывал протокол «не со стороны ЮКОСа, а со стороны основных акционеров компании». На вопрос, почему протокол пришлось подписывать ему, человеку, далекому по роду своих занятий от нефтяного бизнеса, адвокат ответил, что «таково было поручение клиентов».
Сообщение о подписании протокола прозвучало неожиданно:
еще в пятницу совет директоров ЮКОСа рекомендовал менеджменту компании продолжить деятельность по осуществлению слияния компаний,
а в понедельник ЮКОС привлек новых юридического — Cleary Gottlieb, Steen & Hamilton — и финансового — Credit Suisse First Boston — консультантов в связи с переговорами с «Сибнефтью». Как подчеркнули в компании, «привлечение указанных консультантов осуществлено с целью обеспечения безусловного соблюдения интересов всех акционеров НК ЮКОС».
Таким образом, в один и тот же понедельник менеджмент и акционеры компании декларировали на первый взгляд диаметрально противоположные позиции. В действительности же заявления менеджмента компании служат предупреждением ее владельцам о том, что «зеркальная сделка» — рискованное предприятие с точки зрения учета интересов миноритарных акционеров.
Источники в ЮКОСе выстраивают следующую схему дальнейших действий менеджеров и владельцев компании.
Политическое решение принято, и правление компании, а следом за ним и совет директоров будут обязаны начать действия по его исполнению. Однако иностранные консультанты, специально нанятые для сопровождения сделки, могут вынести решение о недостаточной выгодности его акционерам, в том числе миноритарным. Если главные акционеры (Group Menatep и Millhouse Capital) будут и после этого продолжать настаивать на разлиянии компаний, совет директоров не сможет противодействовать их желанию назначить собрание акционеров и одобрить сделку. Но тогда совет директоров полностью снимет с себя ответственность за последствия этого решения — прежде всего репутационные, но также и финансовые. Сколько времени займет процесс согласования условий зеркальной сделки, ее юридического оформления и утверждения на собрании акционеров, точно не известно. Однако эксперты оценивают это время от полутора до трех-четырех месяцев. Таким образом, сделка по разводу имеет все шансы закончиться весьма символично — ровно через год после того, как ЮКОС и «Сибнефть» объявили о предстоящем объединении.
Комментируя ход акционеров,
президент «ЮКОС-ЭП» Юрий Бейлин заявил: «Две группы акционеров, подписавшие протокол, обладают всеми необходимыми правами для принятия любого решения, которое не противоречит законодательству и уставу компании. НК ЮКОС в свою очередь, действуя в интересах всех акционеров, будет руководствоваться общепринятыми правилами корпоративного управления и соответствующими корпоративными процедурами».
«У акционеров есть право подписывать такие документы, но в любом случае, как и
начальная сделка по слиянию проходила через совет директоров и правление компании, так и обратная сделка по разделению должна пройти через эти органы», — сказал «Газете.Ru» представитель ЮКОСа.
По его мнению, протокол, подписанный акционерами, просто показывает, что ими «принято принципиальное решение» по вопросу о разделе компаний. Тем не менее, подчеркнул он, у компании есть еще независимый совет директоров, который тоже может сказать свое слово.
В компании «Сибнефть» к протоколу также относятся с прохладцей. «Не мы авторы этой новости», — заявили в пресс-службе «Сибнефти». Тем не менее подтвердили, что протокол акционерами действительно подписан. Относительно сроков реализации и суммы компенсаций подробностей не сообщили. А вопрос о статусе документа и его «обязательности к исполнению» обсуждать отказались.
На фондовом рынке протокол восприняли спокойно. После появления этой информации акции компании ЮКОС на ММВБ выросли на 0,6% — до 302,89 рублей, а акции «Сибнефти» — на 2,7% до 89,87 рубля.
Правда, во вторник рост показали акции практически всех российских эмитентов.
Эксперты сходятся в том, что лучше бы ЮКОСу не упрямиться и «Сибнефть» отпустить. Аналитик «Ренессанс-Капитал» Адам Ландес считает, что если ЮКОС отпустит «Сибнефть», это «позитивно отразилось бы на рынке». В конечном итоге развод пошел бы на пользу самому ЮКОСу.
Иностранные аналитики считают, что ЮКОС использует ситуацию с «Сибнефтью» и не расстается с этой компанией, чтобы набрать дополнительные очки на рынке. Если принять эту точку зрения, действия менеджмента компании становятся понятнее.
«Сложно поверить, что они действительно намереваются завершить слияние с «Сибнефтью» против желаний всех и вся, — отмечает Харви Сокин, представитель компании Firebird Management, инвестирующей средства в российские акции. — Они разыгрывают карту, согласно которой у них до сих пор есть законные права на «Сибнефть», просто в попытке укрепить свои рыночные позиции. Смысл такой: если ЮКОС разрушат, он намерен потянуть за собой и «Сибнефть».