Суд вашингтонского пригорода Александрия (штат Вирджиния) в ночь со среды на четверг принял решение освободить бывшего российского банкира Александра Конаныхина из-под стражи.
В ходе заседания судья Т. С. Эллис заявил, что Конаныхин не нарушал соглашения с властями США, позволяющее ему проживать на территории Соединенных Штатов. Напротив, как считает суд, эту договоренность нарушило само американское правительство в тот момент, когда приняло решение об аресте бывшего банкира.
Как передает телекомпания НТВ, впервые за последний месяц, выходя на улицу без наручников, Конаныхин выглядел спокойным. Это было его третье тюремное заключение с тех пор, как он бежал в Америку. Оно закончилось так же, как и предыдущие, — освобождением.
Банкир был схвачен с женой на канадской границе 18 декабря 2003 года, когда пытался покинуть США. Месяцем раньше его лишили статуса политического беженца, выданного в 1999 году.
Бывший президент Всероссийского биржевого банка Александр Конаныхин разыскивается российским бюро Интерпола по обвинению в хищении из собственного банка $8,5 млн. В 1992 году он покинул Россию и поселился в США, где занимался интернет-бизнесом.
В 1999 году господин Конаныхин получил от американских властей статус политического беженца. Суд признал обоснованными доводы Конаныхина о том, что на родине его преследуют бывшие агенты КГБ. Теперь, по словам Конаныхина, в России появились новые причины требовать его депортации, так как он попал «под общую гребенку в числе заместителей Ходорковского» (Конаныхин в 90-х годах работал вице-президентом МЕНАТЕПа по международному сотрудничеству).
В ноябре 2003 года статус беженца был снят с Конаныхина американским судом по иску иммиграционной службы. Банкир обжаловал это решение и попытался получить политическое убежище в Канаде. По дороге из Америки в Канаду его и задержали агенты ФБР. С декабря Конаныхин содержался под стражей в ожидании решения суда. Иммиграционная служба США настаивала на том, что Конаныхин более не имеет права пребывать на американской территории и должен быть немедленно выслан в Россию.
Только в среду вечером адвокатам бывшего банкира удалось убедить судью апелляционной коллегии по иммиграционным делам в том, что на родине их клиента ждет необоснованное уголовное преследование.
Подготовленные защитой материалы включали в себя сделанное под присягой заявление американского публициста Дэвида Сэттера, который подтвердил, что «судебная система России пронизана коррупцией» и что Конаныхиных (он был задержан вместе с женой Еленой Грачевой) ждут там «весьма значительные ущемления прав». Суд прислушался и к недавнему заключению Госдепартамента США о том, что российские суды «подвержены манипуляциям со стороны политической власти». Как доказывал адвокат Конаныхина, все это опровергает главный тезис ноябрьского заключения коллегии о лишении его клиента политического убежища, гласивший, что «нет доказательств того, что российское правительство использует уголовное судопроизводство в качестве орудия политических репрессий».
Коллегия согласилась и с доводом защитника, что существует «реальная перспектива» того, что Конаныхины могут добиться убежища в соответствии с Конвенцией против пыток.
Как говорится в решении суда, представленные Конаныхиным доказательства свидетельствуют о том, что «пытки заключенных преступников являются хронической проблемой» в России последних лет.
Коллегия процитировала доклад американской правозащитной организации Human Rights Watch, в котором приводятся слова одного российского судьи о том, что до 80% лиц, арестованных в России за уголовные преступления и отказывающихся в них признаться, подвергаются пыткам в милиции. В ближайшие дни в американском суде начнутся новые слушания о предоставлении Конаныхину статуса политического беженца.
А пока в течение этой недели Александру Конаныхину запрещено покидать окрестности Вашингтона. Они с женой будут жить у знакомых, поскольку их собственная квартира находится в Нью-Йорке. Потом ему разрешат ездить по территории США, извещая власти о каждой поездке.
Процесс получения статуса политического беженца может растянуться на несколько месяцев. И пока не известно, разрешат ли в результате Александру Конаныхину все-таки опять остаться в Америке.