На Крымском валу одновременно открылись две выставки: вторая часть «Десяти персонажей» Ильи Кабакова – в Третьяковке и детско-дизайнерская «Краткая иллюстрированная история будущего» – в ЦДХ. В замысле никак не связанные друг с другом экспозиции обнаруживают много точек соприкосновения.
Первые пять кабаковских альбомов были показаны в декабре. Вторая серия не заставила себя ждать. «Новые» пять альбомов не заменили предыдущую выставку, а влились в стройные ряды фанерных ящиков и застекленных рамочек, окончательно запутав лабиринт (чего, видимо, и добивался автор). При этом альбомы перемешались, и зритель, видевший первую часть выставки, принужден заново обходить ее всю, припоминая, что он уже видел, а чего нет, поскольку геометрия лабиринта изменилась и мало что осталось на своих старых местах. Зато теперь десять знаменитых альбомов 1970-х годов можно увидеть в одном месте.
В том же гигантском доме, войдя в него с другой стороны и поднявшись на последний этаж, можно найти нечто, озаглавленное как «Выставка-презентация книги и материалов исследований «Краткая иллюстрированная история будущего». Столь затейливо поименована продукция детской художественной студии «ДЭЗ №5» под руководством Михаила Лабазова. Феерию названий продолжают центр «ДОМ», «МДСТ», «Арт-Бля» (все связанные с детской студией организации, делящие и здание, и руководство), а также «Линия График».
Студия с коммунальным названием (вот вам первый привет Кабакову) существует уже 17 лет. Там взрослые архитекторы и дизайнеры, подражая известному литературному герою, пристают к детям: «Нарисуй мне…». Больше чем барашков, взрослые дяди любят стулья, вешалки, музыкальные инструменты, плавательные аппараты и т.п. На этот раз дяди собрали самый футуристический продукт своих питомцев и издали в толстой книжке, попутно показав на выставке.
Нарисовать танк-невидимку («Когда он в воде, он похож на крокодила. И его плохо видно»), человека-мутанта (сроднился с марсианами, попал под мутационный дождь, съел чего-то не того – мало ли что там, в будущем, произойти может) или придумать средство передвижения для котов (налапятник, напузоракетник и прочие полезные штуки – вот кот-то обрадуется!) может почти любой недоросль. Его и упрашивать особо не надо. А вот преподнести свое произведение, вообще счесть его достойным чужого внимания – это дяди архитекторы-художники умеют. И обязательно сделают, тем более что никакие это не дяди вовсе, а папы и папины друзья – фамилии многих выставленных ребятишек известны по художественным выставкам, дизайнерским журналам и т.д.
В общем, дяди умеют создавать из чего угодно, если не конфетку, то концептуальный продукт.
Когда речь о дизайне или изобретательстве, то концепт-танк и концепт-карандашсчупачупсом – вполне уместные вещи. Чуть сместить акцент в сторону художественную — и получается школа подрастающего художника-концептуалиста. Вот мы и вернулись к Кабакову. Нет, с Ильей Иосифовичем, равно как с другими мэтрами, вроде Монастырского, детскую выставку равнять глупо. Но так все затейливо переплетено: Кабаков вырастает из иллюстратора «Мурзилки» и детских книг до первого на деревне концептуалиста, а юная поросль, не прочитав еще всех оформленных Кабаковым книжек и не умея рисовать, уже попадает в ситуацию концептуальных игр.
А как еще назвать то, что сделали известные дизайнеры в оформлении книги? Самодостаточному и изобретательному детскому рисунку они всеми креативными своими силами создают обрамление, контекст. Прикольно выходит. С некоторой долей абсурда: хоть сейчас на Арт-Москву. Об том и речь: нести пургу, подкрепленную дурными рисунками (не о «дэзовских» детях, конечно, разговор), — это теперь в арт-кругах модно. Уметь рисовать – нет. Наверное, будущее уже наступило, поэтому и Кабакова (рисовать умеющего) показывают в музее – в ранге классика.
«Десять персонажей» — Третьяковка на Крымском валу, 10. До конца февраля.
«Краткая иллюстрированная история будущего» – ЦДХ, 19 зал, там же. До 1 февраля.