Как уже писала «Газета.Ru» в октябре прошлого года в Минприроды обратился замгенпрокурора Юрий Бирюков. Он попросил министерство проверить, как ЮКОС соблюдает условия лицензий. В ответ министр природных ресурсов Виталий Артюхов создал в своем ведомстве управление по мониторингу выполнения условий лицензий.
Сотрудники нового подразделения должны были при проверках занимать
«сугубо объективную и государственническую позицию, по сути дела абсолютно безличную по отношению к любыми недропользователям».
Опубликовать результаты проверок министр планировал 30 октября прошлого года. Однако не опубликовал.
В понедельник в Минприроды состоялось заседание рабочей группы по вопросу применения процедуры досрочного прекращения права пользования недрами. Обсуждали, как пользуются недрами на территории Хабаровского края,Свердловской и Иркутской областей. Однако все новости с этого заседания касались вовсе не этого вопроса, а проверок соблюдения ЮКОСом лицензионных соглашений.
Сначала руководитель службы госконтроля Главного управления Минприроды по Ханты-Мансийскому округу (ХМАО) Алексей Ковалевский заявил, что с этого дня Минприроды приступает к проверкам соблюдения лицензионных соглашений на семи лицензионных участках дочерней компании ЮКОСа — ОАО «Томскнефть ВНК». По его словам,
проверки пройдут с привлечением сотрудников правоохранительных органов, гостехнадзора и администрации окружного управления Минприроды.
Эти семь участков оказались целями проверки только потому, что находятся на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Большинство участков компании расположены на территории Томской области, и пока о проверках там ничего не известно.
Как оказалось, «Томскнефть» стала далеко не первой в ряду проверяемых: до этого Минприроды успело проверить, каким образом условия лицензионных соглашений выполняет крупнейшее подразделение компании – «Юганскнефтегаз». А вот уже неделю Минприроды проверяет и еще одну дочернюю компанию ЮКОСа – ООО «Западно-Малобалыкское».
Результаты проверки «Юганскнефтегаза» Алексей Ковалевский комментировать отказался под предлогом того, что «сейчас идет изучение документов сотрудниками разных отделов как самого ГУПР, так и других структур». Называть сроки оглашения результатов проверки Ковалевский тоже не стал. Однако пообещал, что вскоре Минприроды проведет 42 проверки во всех нефтедобывающих предприятиях округа. И хотя эти слова должны придать выступлению Алексея Ковалевского объективности (на территории ХМАО нефть кроме ЮКОСа добывают ЛУКОЙЛ, «Сургутнефтегаз», ТНК, «Сибнефть», «Славнефть», «Сиданко», «Русснефть» и «Башнефть»), проверки начались в компаниях ЮКОСа.
А ближе к вечеру стало известно, что управление Минприроды по Ямало-Ненецкому автономному округу совместно с природоохранной прокуратурой завершило проходившую с ноября прошлого года проверку двух дочерних предприятий компании.
Вынесено 250 представлений об устранении нарушений – 200 получила компания «Арктикгаз» и 50 – ЗАО «Уренгойл Инк». Прокурор природоохранной прокуратуры Александр Калиберда, впрочем, заявил, что проверка не выявила каких-либо сверхъестественных нарушений, поскольку прокуратура постоянно контролировала компании в ходе плановых проверок. Сейчас представления рассматривают в компаниях. На устранение нарушений они получили четыре месяца – до июля 2004 года.
Как рассказали «Газете.Ru» на кафедре разработки и эксплуатации нефтяных месторождений Российского государственного университета имени Губкина, на самом деле проверки соблюдения условий лицензионных соглашений проходят в различных нефтяных компаниях постоянно. Чиновники Минприроды читают документы, связанные с выполнением условий соглашения, по собственному выбору выезжают на производственные объекты компаний, чтобы на месте посмотреть, как компания выполняет то или иное условие — например, снабжает мазутом местные котельные или нет. А по ее результатам или пишут предписание — устранить обнаруженные нарушения, или заключают, что нарушений не нашли.
Нарушения, по словам ученых, есть у всех. Однако проверки бывают разные: иногда чиновники ограничиваются предоставленными документами и никуда не ездят — это зависит от отношений с руководством компании и команды сверху.
В случае с ЮКОСом, считают в университете, будут проверять дотошно.