В понедельник стало известно о новой инициативе Министерства природных ресурсов, направленной на реформу работы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Как рассказали «Газете.Ru» сотрудники Greenpeace России, 19 января 2004 года вышел приказ № 40 главы МПР Виталия Артюхова об изменении порядка управления заповедниками и национальными парками России. В соответствии с приказом их координаторами становятся не федеральные чиновники, а подразделения МПР в федеральных округах и в субъектах федерации.
Приключения заповедников начались в канун выборов в нижнюю палату парламента. 5 декабря 2003 года МПР разослало по всем ООПТ телеграмму, в которой справлялось о «целесообразности существования» опрашиваемых. Правда, в понедельник, 8 числа, вслед пошла телеграмма с извинениями, но процесс пошел.
Приказом от 15 декабря 2003 года МПР меняет структуру управления особо охраняемых природных территорий. И вводит в состав каждого заповедника дополнительных замдиректоров, которые должны утверждаться в министерстве. Подчиняться новые замы, по сведениям «зеленых», также должны не директорам, а соответствующей службе министерства. То есть директор фактически теряет контроль над вверенным ему заповедником или национальным парком. К тому же сроки набора новых замов были жестко ограничены. Поэтому директорам пришлось брать на работу кого предложат. И министерство расставило по заповедникам своих людей.
Последний приказ, с точки зрения эксперта лесной программы Greenpeace Михаила Крейндлина, логически продолжает предыдущие. «Зеленые» убеждены, что новые заместители под контролем местных чиновнков МПР начнут уничтожение ООПТ. «Заповедники просто заставят зарабатывать деньги рубкой леса и организацией охоты, — считает Крейндлин. – А всех приличных людей оттуда просто выгонят».
«Я не исключаю также, что поправки к Лесному кодексу, принятые депутатами в начале декабря прошлого года и разрешающие коттеджную застройку особо ценных лесов, заработают с удвоенной силой. Территориальные органы МПР зачастую активно способствуют подобным делам. Достаточно вспомнить про строительство Юмагузинского водохранилища на территории национального парка «Башкирия». Подобная ситуация сложилась и в Адыгее, где правительство пытается отобрать часть Кавказского биосферного заповедника под свои экономические нужды. Ранее Департамент ООПТ старался подобные посягательства пресекать. Теперь же надеяться не на кого: на местах все пройдет намного незаметнее».
В МПР говорят, что управлять заповедниками не собираются. По словам руководителя Департамента ООПТ Амирхана Амирханова, подразделения министерства на местах просто проводят проверки по разным направлениям деятельности заповедников и национальных парков. И один из главных плюсов нового приказа в том, что местные чиновники смогут оперативнее распределять финансы для подконтрольных им территорий, рассказал чиновник в разговоре с корреспондентом «Газеты.Ru»
Чем контроль над финансами отличается от полной власти над заповедниками, Амирханов не пояснил. Зато добавил, что с введением нового приказа массовой вырубки лесов, прогнозируемой «зелеными», не будет. Она до сих пор запрещена федеральным законом об особо охраняемых природных территориях, и «других вариантов нет».
Правда, Амирханов тут же показал возможность появления таких вариантов. Говоря о приказе министра, он пояснил: «Если выяснится, что приказ работает плохо, он будет отменен, как это было не раз, либо в него будут внесены необходимые поправки и дополнения». То, что то же самое можно сделать и с законом, очевидно. Особенно когда законодательная власть в стране практически однопартийная. А партия эта в предыдущей думе целенаправленно выводила леса из природоохранной зоны.