Отраслевой журнал кинопрокатчиков и видеоторговцев «Кинобизнес-видеомагазин» в седьмой раз вручил свои премии продавцам важнейшего из искусств. Награда, которая уже второй год называется «Блокбастер», а до того была просто премией журнала «Видеомагазин», имеет только один критерий – деньги, и тем уникальна. Больше премий, основывающихся не на художественных качествах фильмах, а только на кассовых сборах и продажах видеокассет, в нашей стране нет. Соответственно, и награждаются не режиссеры, боже упаси, и даже не продюсеры, а прокатчики.
Им везет все больше и больше. Живут они на проценты от билетов, мало чем рискуют, рынок их растет из года в год. На этом фоне отраслевой банкет в конференц-зале гостиницы «Аэростар» выглядел как-то по-протестантски скромно, с такими результатами можно было бы позволить себе купеческий размах.
Купеческими были только барышни в лебединых перьях, исполнившие небольшой канкан. Остальное напоминало разве что банкет сталеваров – скромно, чинно, по-семейному кинопрокатчики отметили удачный год.
Час простояли в предбаннике, потом вошли к столам. Открыл церемонию издатель журнала «Кинобизнес» Александр Семенов, который рассказал об основных достижениях года.
Достижения велики: прибыли бьют все рекорды, сборы растут, кинотеатры открываются, а кроме того, впервые стоимость проигрывателя DVD стала меньше $100. Непонятно, правда, хорошо ли это: нишу легальных видеодисков полностью заняли пиратские. О пиратах Семенов говорил долго и с чувством: и о том, что лично премьер-министр обещал с ними бороться, и о том, сколько денег они украли у кинопромышленников.
Впрочем, и достижений достаточно. Например, в этом году впервые побит рекорд «Сибирского цирюльника». Кассовый сбор «Антикиллера-2: антитеррор» превысил $2,6 млн. При этом «Цирюльник» был убыточен, его бюджет превышал $5 млн, а «Антикиллер» отбился. Премию «Антикиллер» получил в номинации «Лучший старт»: кинематографический год заканчивается 30 ноября, когда «Антикиллер» не собрал еще и половины своей кассы. Самым кассовым русским фильмом стал «Бумер» с результатом в $1,6 млн. Он же получил премию как самый успешный фильм по итогам видеопродаж. Студии он обошелся в 700 тыс., так что фильм едва-едва окупился, и то только потому, что студия СТВ сама занималась дистрибуцией.
Тут очень простая арифметика: 50% стоимости билета берет кинотеатр, еще 20% – прокатчики. Таким образом, окупить русский фильм можно только в исключительных случаях.
Фильмом 2003 года стал третий «Терминатор». Почти $13 млн – абсолютный рекорд за все время российского кинопроката, это больше, чем «Титаник» и «Властелин колец». Лучшим стартом года (та же история с несовпадением сроков подведения итогов, что и с «Антикиллером») стала третья «Матрица» — $6,2 млн.
Отдельно был вручен приз за лучший дубляж имени Алексея Михалева, в свое время бывшего успешным конкурентом раскрученного в наши дни Володарского. Получил его фильм «Проклятие черной жемчужины», один из лидеров российского проката (кстати, пиратская сага с женственным Джонни Деппом собрала больше $9 млн).
Удивительно даже, но в целом у российской публики хороший вкус.
По продажам судить об этом очень удобно: самым продаваемым фильмом года стал «Ледниковый период». В отдельной номинации «Анимационный фильм года», правда, победил «Карлик Нос», но это, вероятно, флуктуации.
Также в списке: российский фильм «Бумер», фантастический фильм «Особое мнение», детский фильм «Гарри Поттер и тайная комната», лучшая драма «Проклятый путь» (великолепный неонуар Сэма Мендеса), «Терминатор-3», «Брюс всемогущий», «Матрица: перезагрузка», сериал «Идиот» и «Чикаго». Разумеется, все разговоры о том, что публика не хочет покупать «Чикаго» с Киркоровым и что альтернативные пиратские переводы и оригинальные версии пользуются большей популярностью, оказались неверны.
Съела аудитория Филиппа Бедросовича и не поморщилась.
Премии вручили даже дистрибуторам кассет для видеопроката, хоть они этого явно не заслужили. Представитель «Союз-видео», получавший премию за фильм года по итогам видеопроката «Такси-3», поблагодарил всех жадин, которые жалеют денег на видеокассеты и ходят в видеопрокат. И кто еще здесь жадина, извините? Кто выпускает в прокат фильмы по принципу «поменьше и попозже», чтобы ни в коем случае не перебежать дорогу продажам официальных кассет?
С таким отношением публике остается только утешаться пунктами проката в сельской местности и в отдаленных районах, где в прокате выдаются и кассеты для домашнего просмотра, и пиратские записи.
И надеяться, что рост кинорынка не зайдет слишком далеко: практика показывает, что чем богаче и успешнее кинопрокатчики, тем жестче, неприятнее и недружелюбнее к клиенту будет рынок. Впрочем, до этого нам еще далеко.