Президенты России и Украины Владимир Путин и Леонид Кучма подписали летом 2002 года совместное заявление, к которому присоединился канцлер Германии Герхард Шредер. Правительствам России и Украины было поручено подготовить соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере, предусматривающее создание на паритетных началах консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины, который получил название «консорциум XXI века».
Но единственное, что пока удалось сделать, — зарегистрировать консорциум и организовать проведение нескольких встреч специалистов и высокопоставленных управленцев «Газпрома» и «Нафтогаза». После увольнения украинского вице-премьера по топливно-энергетическому комплексу Виталия Гайдука, противника передачи газотранспортных сетей России, и прихода на его место Андрея Клюева, трезвого экономиста и бизнесмена, работа по продвижению консорциума, которую к тому же сдерживало отсутствие в законодательстве Украины норм, позволяющих передать газопровод в концессию, должна была пойти быстрее.
«Вариант позволяет нам сказать, что мы в полной мере соблюли интересы Украины. Мы получили дополнительно ресурс в страну. Причем в короткие сроки мы начнем уже реализацию проекта. Протокол мы подписали со своей стороны, российская сторона парафировала, и я думаю, что подпишет», — сказал Юрий Бойко, выступая на семинаре молодых журналистов.
Он сообщил, что модель существования газового консорциума выглядит следующим образом: на основе дополнительных ресурсов, предоставляемых по газопроводам Торжок--Долина и Иванцевичи--Долина, газотранспортный консорциум строит дополнительный участок газопровода в направлении Богородчаны--Ужгород на расстояние примерно 300 км, что позволит привлечь значительное количество инвестиций на Украину.
«Объем инвестиций и объем работы уточняются до 1 февраля, и с 1 февраля начинается проектирование этого участка, то есть практическая реализация политического заявления двух президентов, а затем трех», — добавил глава «Нафтогаза» Украины.
Юрий Бойко также отметил, что вся информация о проекте предоставлена немецкой стороне, и на следующей неделе ожидается приезд ее представителей в Киев для проведения переговоров в рамках «формата трех». По его мнению, немецкая сторона до 1 февраля должна определиться со своим участием в проекте, после чего будет проведено совещание высоких договаривающихся сторон. Между тем представители Ruhrgas сообщили, что пока не имеют никакой информации, доступной для печати.
Глава «Нафтагаза» уточнил, что строительство участка Богородчаны--Ужгород станет первым этапом проекта по строительству газопровода Александров Гай (Казахстан)--Новопсков (Украина)--Ужгород для транспортировки среднеазиатского газа.
«Просто начали строить с запада», — сказал он.
Накануне вице-премьер Украины Андрей Клюев сообщил журналистам, что строительство трубопровода Богородчаны--Ужгород позволит увеличить пропускную способность газотранспортной системы на указанном участке на 8 млрд кубометров природного газа в год.
Как известно технологически система газопроводов Украины не позволяет пропускать на Запад весь объем газа, который закачивает «Газпром». Это давало основание украинской стороне утверждать, что несанкционированный отъем российского газа связан с заботой о технологической безопасности газопровода. Поэтому формально газопровод, позволяющий качать на запад дополнительно 8 млрд кубометров газа, не повредит ни «Газпрому», ни потенциальным покупателям газа на Западе.
Совет участников консорциума в конце августа 2003 года поручил «Нафтогазу Украины» и «Газпрому» при участии консультантов разработать и передать ему до 1 декабря 2003 года уточненное технико-экономическое обоснование проекта строительства, схемы финансирования, расчеты по загрузке нового газопровода Александров Гай--Новопсков--Ужгород мощностью до 28 млрд кубометров в год.
Однако затем срок был продлен до 1 марта.
Юрий Бойко заявил, что украинский консорциум начнет работу 1 февраля. На самом деле дату вычленить сложно: работа по проектированию этого участка уже ведется, параллельно разрабатывается ТЭО на весь газопровод Новопсков--Ужгород. Действительно, от Богородчан участок будет строиться раньше всего, потому что там узкая труба, ее надо расширить, чтобы поставлять в нужном объеме газ на экспорт. Но стройка тоже не завтра начнется.
Между тем, по данным источников в «Газпроме», «Нафтагаз Украины» и «Газпром» проработали ряд документов по строительству участка от Богородчан, которые сейчас находятся в российском правительстве. Однако они не подписаны с украинской стороны, как утверждает Бойко, а лишь одобрены разработчиками и находятся на рассмотрении в украинском правительстве.
Вообще, в соответствии с договоренностями участников консорциума началом строительства участка решено считать протокол собрания участников по вопросу строительства участка, а такого собрания, насколько нам известно, еще не проводилось.
Поэтому судьбоносное заявление Ю. Бойко можно было бы рассматривать как еще один пример украинского трубостроительства — нефтепровод Одесса--Броды был построен для транспортировки нефти, которой пока нет и которая нашлась лишь с помощью российской ТНК, и то оказалось, что качать ее она предполагает в противоположную сторону. Однако, скорее всего, объяснением заявления украинского трубопроводного чиновника является предстоящая 24–25 января в Киеве встреча Кучмы и Путина. Любой чиновник знает, что перед такими событиями нужно чем-то отчитаться.