В деле о смерти призывника-пограничника Владимира Березина, который скончался от пневмонии, появился первый подозреваемый. Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе Главной военной прокуратуры (ГВП), это офицер, сопровождавший новобранцев. Правда, в какой силовой структуре он служит, в ГВП назвать отказались. В ближайшее время количество подозреваемых должно возрасти, так как уже сейчас следователям понятно, что «в инциденте виновны многие должностные лица».
В рамках расследования уголовного дела следователи допросили более 250 человек, в том числе 22 генерала.
Это офицеры из командования Генштаба Вооруженных сил России, Главного штаба погранслужбы ФСБ, Сибирского и Дальневосточного военных округов, командиры отрядов, экипаж транспортного самолета и сотрудники военной транспортной авиации. Кроме того, сотрудники прокуратуры провели беседы с призывниками, которые прибыли из Москвы в Магадан для прохождения службы.
Как удалось установить следователям, при перелете из Москвы в Петропавловск-Камчатский (5 декабря 2003 года) начальники штабов генерал Владимир Бакин (Сибирский ВО) и генерал Валерий Герасимов (Дальневосточный ВО) не организовали «транзитные коридоры и пункты приема и размещения личного состава в соответствии с требованиями Генштаба».
В результате призывники вынуждены были находились на летном поле аэропортов Толмачево, Вожжаевка и Елизово в мороз до --15ºС по 4–6 часов. Более того, когда новобранцы прибыли к месту службы, их разместили в казарме, где температура была не выше +14ºС.
В ГВП отметили, что всего из Москвы вылетели 190 призывников. Часть из них — по некоторым данным, это были солдаты железнодорожных войск, — летели не на Крайний Север. С ними все в порядке. А из 111 призывников, которые прибыли в Магадан, 92 человека на второй день обратились за медицинской помощью. Среди них был и Березин, призванный из Люберецкого района Московской области. Его осмотрел врач, который, однако, не направил заболевшего на рентгеновское обследование.
После осмотра врача Березин четыре дня оставался в казарме, и только когда его температура поднялась до 38º, молодого человека перевели в санчасть.
А 24 декабря 2003 года (через полторы недели после госпитализации) стало ясно, что военное лечение новобранцу не помогает: Березина перевезли в Магаданскую областную больницу. Но так как свободных мест в пульмонологическом отделении не было, его определили в терапию. Через четыре дня после перевозки призывника перевели в реанимацию, где 2 января 2004 года он скончался.
Сейчас эксперты выясняют причины смерти Березина. Следователи и эксперты изучают качество медицинской помощи в части, где должны были служить призывники. В ГВП напомнили, что уголовное дело по факту гибели Березина и болезни новобранцев возбуждено по ст. 293 (халатность, повлекшая смерть человека).
Она предусматривает для виновных лиц наказание до 5 лет лишения свободы. Другие должностные лица, косвенно виновные в инциденте, будут наказаны административно или дисциплинарно. Как заявили в ГВП, окончательные выводы будет сделаны в течение января.
16 января с заявлением по поводу инцидента выступил министр обороны России Сергей Иванов. Он сказал журналистам, что не собирается перекладывать ответственность на пограничников, «хотя пограничники мне не подчиняются».
«Мы проводим разбирательство наряду с другими силовыми структурами. Этим делом активно занимается Главная военная прокуратура», — подчеркнул он. Расследование по факту переохлаждение ведется по линии Генпрокуратуры, Главной военной прокуратуры, ФСБ и Минобороны. «На этом примере мы должны сделать очень серьезные выводы. Виновных, несомненно, выявим и накажем, и это должно послужить уроком для командиров всех уровней вне зависимости от ведомственной принадлежности», — добавил Иванов.
Министр также рассказал, что из Чкаловского призывники отправлялись «в полном здравии и в хорошем состоянии». Их провожал один из военных комиссаров Московского военного округа, который не отметил никаких жалоб на здоровье. Затем призывников взяли на себя 16 офицеров и прапорщиков ФПС. Как отметил министр, они тоже не высказали никаких замечаний, «а что было дальше, во время перелета, когда эти призывники поступили в части погранвойск, мы сейчас разбираемся».
Кстати, накануне заместитель начальника центра общественных связей ФСБ полковник Вадим Шибаев отметил, что «есть информация о том, что в Чкаловском призывники провели более суток в неотапливаемом помещении и даже спали на полу. Длительное время состав команд призывников находился у самолетов при дозаправке».
По данным ФСБ, сейчас в больницах остаются 38 человек (15 из них лечатся в Магадане), состояние четырех призывников оценивается как тяжелое. Три солдата находятся в госпитале Петропавловска-Камчатского, один — в центральном пограничном госпитале в Голицыно (Московская область), сообщают информагентства. Как отмечают медики, угрозы для их жизни нет. В каждом отдельном случае комиссия будет решать возможность дальнейшего прохождения службы этими призывниками.