В понедельник Мосгорсуд приговорил к пожизненному заключению уроженца Карачаево-Черкесии 42-летнего Адама Деккушева и жителя Кисловодска 37-летнего Юсуфа Крымшамхалова. Суд признал их виновными в причастности к взрывам жилых домов в Москве и Волгодонске осенью 1999 года. Отбывать наказание осужденные будут в колонии особого режима. Адам Деккушев и Юсуф Крымшамхалов обвинялись по шести статьям Уголовного кодекса, среди которых терроризм и убийство с особой жестокостью.
По данным следствия, они входили в группу Ачемеза Гочияева, организовавшую взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске. Приказ о совершении теракта Гочияеву отдали арабские наемники Хаттаб и Абу Умар, ликвидированные позднее в Чечне. Доставку взрывчатки в Москву и Волгодонск, а также непосредственно взрывы осуществили Ачемез Гочияев, Юсуф Крымшамхалов, Адам Деккушев, Хаким Абаев, Денис Сайтаков, Руслан Магаяев, Равиль Ахмяров, Заур и Тимур Батчаевы. По данным ФСБ России, на свободе пока остаются Ачемез Гочияев и Хаким Абаев, которые объявлены в международный розыск. Есть сведения, что они могут скрываться на территории Грузии. Все остальные причастные к взрывам домов были убиты в ходе операций спецслужб на территории Грузии и Чечни.
Как выяснили следователи, к взрывам в Москве и Волгодонске террористы готовились на базах боевиков в Сержень-Юрте, а также в Урус-Мартане на заводе минеральных удобрений, где была изготовлена взрывчатка. Техническими инструкторами боевиков были арабские наемники Абу Умар и Абу Джафар, идейным вдохновителем и заказчиком терактов – полевой командир Хаттаб. Летом 1999 года из Урус-Мартана гексоген под видом сахара террористы отправили на продовольственную базу в Кисловодск. В город их пропустил сотрудник ГИБДД Станислав Любичев, которого впоследствии задержали следователи.
На продовольственной базе, где работал дядя Крымшамхалова, боевики расфасовали гексогеновую смесь в мешки из-под сахара с логотипом эркен-шахарского сахарного завода. Адам Деккушев вместе с Крымшамхаловым нашел грузовик, в котором взрывчатку перевезли в Москву. Мешки загрузили в «КамАЗ», арендованный Русланом Магаяевым, и хранили в нем в течение месяца.
Определив план действий, террористы разбились на несколько групп. Первая (под руководством Крымшамхалова) отправилась в Москву – в эту группу входили несколько взрывников, в том числе Денис Сайтаков, Хаким Абаев и Равиль Ахмяров. В Москве террористов встретил Ачемез Гочияев. Уже на следующий день гексоген на «Газелях» развезли по трем адресам – на улицу Гурьянова, на Каширское шоссе и на Борисовские пруды. Вскоре из запланированных террористами трех взрывов прогремели два, унесшие жизни 228 человек.
Вторая группа террористов отправилась в поселок Мирный рядом с Минеральными Водами, где две тонны гексогена террористы решили хранить в сарае дальней родственницы Юсуфа Крымшамхалова. В начале сентября 1999 года взрывчатку отправили на трейлерах в Волгодонск. Сопровождали груз Тимур Батчаев и Адам Деккушев.
Через несколько месяцев после взрывов Деккушев и Крымшамхалов скрылись на территории Грузии. Деккушев был арестован и выдан России 14 апреля 2002 года, а Крымшамхалов — 7 декабря того же года после операции, проведенной грузинскими спецслужбами в Панкисском ущелье.
Судебный процесс по делу о взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске проходил в закрытом режиме с 31 октября 2003 года. Оба подсудимых частично признали свою вину. Деккушев, в частности, не отрицал, что участвовал в закупке компонентов для изготовления взрывчатки и перевозил уже готовый гексоген. Однако он опроверг свои показания, данные во время следствия. По словам Деккушева, он не знал, что теракт был направлен против людей и выступал за то, чтобы взорвать какой-нибудь технический объект, например мост. В свою очередь Крымшамхалов заявил, что не имеет отношения к взрыву в Москве. По его словам, Гочияев связался с ним только после взрыва в Москве и приказал ему направиться с грузом взрывчатки в Волгодонск, где должен был произойти теракт, времени и места совершения которого Крымшамхалов не знал. Обвиняемый утверждал на суде, что ему якобы не было известно о содержимом груза, который он вез в «КамАЗе», и он был уверен, что готовил не взрывную смесь, а сухую краску, всех компонентов которой не знал.
На последнем судебном заседании 25 декабря, выступая с последним словом, подсудимые попросили прощения у потерпевших. В ответ бывшие жильцы домов на улице Гурьянова и на Каширском потребовали от российских властей отменить мораторий на смертную казнь.
Представитель прокуратуры в свою очередь потребовал для подсудимых пожизненного заключения. Суд согласился с прокурором.
Согласно судебному решению, с Крымшамхалова и Деккушева будет взыскано в общей сложности больше 2 млн рублей компенсации морального и материального вреда в пользу двоих пострадавших, жительницы Волгодонска Ирины Полянской и Людмилы Дубинской, оставшихся без квартир. В самом начале процесса они подали иски в рамках уголовного дела. Как сообщил корреспонденту «Газеты.Ru» адвокат Игорь Трунов, защищавший на процессе пострадавших, «2 млн рублей, которые поровну поделят между двумя потерпевшими, в корне нас не устраивает».
По словам Трунова, скорее всего, пострадавшие не получат эти деньги – потому что вряд ли Крымшамхалов и Деккушев, которые до конца жизни будут заключены в колонию, смогут их выплатить.
«В российских судах за год проходит до 100 дел, связанных с терроризмом, — сообщил Трунов. — У приговоренных конфискуются деньги, причем крупные суммы – и они должны идти не в бюджет, а тем, кто стал жертвами террористов».
Приговор может оставить без компенсаций всех пострадавших при взрывах домов в Москве и Волгодонске. Не исключено, что вскоре два террориста будут должны лично заплатить всем 2 тысячам жертв. В конце заседания судья заявила, что все пострадавшие от этих взрывов могут подать в суд с требованием компенсации материального и морального ущерба. Но так как Деккушев и Крымшамхалов признаны виновными, именно они (а не Минфин) будут фигурировать в исках в качестве ответчиков.
Пока в Басманном суде находятся три иска против правительства России. Галина Бурова, Людмила Кнутова и Тамара Горбылева требуют от Минфина больше $1,3 млн компенсации морального вреда. Кроме того, в суд вскоре должны быть поданы еще 20 исков от потерпевших. По словам Трунова, приговор может повлиять на судьбу этих исковых заявлений. «Нам придется поменять ответчика, — сообщил Трунов. — А в этом случае суд сможет удовлетворять иски, в которых будут фигурировать хоть миллионы, хоть миллиарды долларов – но заявители их никогда не получат».
Впрочем, даже дело двух террористов пока не закончено. По окончании судебного заседания адвокат Крымшамхалова заявил журналистам: «Мы абсолютно не согласны с приговором. Многие утверждения основаны на лжи». Юрист настаивает, что обвиняемые виновны лишь частично: их якобы зомбировали с помощью наркотических веществ. Поэтому он уже обжаловал приговор Мосгорсуда.
Пока адвокат передал судье лишь краткую кассационную жалобу. Полностью он сможет заявить кассацию в Верховный суд с требованием отменить приговор и направить дело на новое рассмотрение лишь после того, как решение Мосгорсуда будет передано ему в руки. Произойдет это в течение ближайших 10 дней.