Во вторник замглавы МВД Дагестана, начальник службы общественной безопасности генерал-майор милиции Магомед Омаров выдвинул новую версию смерти известного лидера чеченских боевиков Руслана Гелаева.
«Он может находиться среди боевиков, попавших под лавину», — заявил Омаров, тем самым намекая, что проверить его слова будет крайне проблематично.
Логика генерала Омарова проста и в чем-то безотказна: среди убитых в Цунтинском районе боевиков он, Омаров, Гелаева не опознал, не нашел он его и среди пяти бандитов, взятых в плен за три недели боев. То есть Гелаев лежит где-то под снегом, так как от пленных военные узнали, что часть отряда человек из пяти-шести угодила под снежную лавину, умело спущенную с гор бомбардировкой федеральной авиации. В том, что Гелаев в этом отряде был, Омаров не сомневается в принципе, отсюда и такое логическое заключение.
Первым не усомнился в присутствии Гелаева в Дагестане, а также его последующей гибели глава следственного управления прокуратуры Дагестана Мирзабала Мирзабалаев. Вчера он сделал сенсационное заявление о том, что в ходе войсковой операции по уничтожению боевиков, прорвавшихся в Цунтинский район республики, Гелаев был уничтожен. Выяснилось, что эту новость сообщили Мирзабалаеву пятеро пленных боевиков. В прокуратуре тут же заявили, что «трупа не видели», а чуть позже с официальным опровержением выступил замгенпрокурора Сергей Фридинский. Рассказы Мирзабалаева Фридинский разнес в пух и прах: «Ни в материалах уголовного дела, ни в показаниях задержанных боевиков сведений о ликвидации Руслана Гелаева не имеется».
Дагестанские следователи и милиционеры после нравоучений Фридинского как будто затихли, придумывая, как бы лучше выйти из такого неудобного конфликта с московским начальством. Надо сказать, что генерал Омаров придумал весьма остроумный выход: Гелаева закопало толстым слоем снега где-то в горах, поэтому искать его, очевидно, придется долго, очень долго.
Одновременно с новой версией гибели полевого командира дагестанские милиционеры развивают историю о том, что именно Гелаев командовал тем самым отрядом, что 15 декабря захватил дагестанское село Шауры и зверски расправился с пограничниками на заставе «Мокок». Первым в канун Нового года об этом сообщил командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе Валерий Баранов. По его словам, Гелаев вел людей в Грузию, но завяз в Дагестане. «Гелаев руководил этой бандой», — признался сегодня и Магомед Омаров.
За гелаевцами российский спецназ при поддержке штурмовых вертолетов гонялся больше двух недель. Доклады военных об этой погоне грешили противоречивостью. После недели преследования и бомбардировок от банды в составе 60 человек, по словам военных, осталось только 25-27, да и те были окружены плотным кольцом. Однако через несколько дней выяснилось, что боевики разделились и одна из банд насчитывает 40 человек. В ходе новой операции спецназовцев в живых якобы осталось только 10-12 человек, которых, как заявлял глава Генштаба Анатолий Квашнин, вскоре похоронила под собой сошедшая снежная лавина. Найти трупы, естественно, не удалось. Судя по словам Омарова, именно в тот момент и погиб Гелаев.
Есть, правда, еще одна версия, которую на всякий случай высказал тот же Омаров. «Гелаев может быть среди тех экстремистов, которые все еще бегают от возмездия по лесам в горной местности», — нарисовал абстрактную и совершенно анекдотическую картину замглавы дагестанского МВД.
Случись чудо и поисковики по наводке пленных боевиков найдут место снежного захоронения жертв лавины, но не отыщут среди них Гелаева, дагестанского милиционера Омарова нельзя будет обвинить в лукавстве. Он ведь говорил, что Гелаев, не исключено, неведомо где бегает от возмездия по лесам и горам.