Оставшимся в Дагестане бандитам совсем плохо. Как выяснилось, десять чеченских боевиков, уничтоженных вчера российскими военными, были обречены на верную смерть. Если бы их не застрелили, они все равно погибли бы от холода и голода. На такое существование их обрекли арабы, командующие тем самым отрядом, что две недели назад напал на российскую погранзаставу Мокох и захватил горное село Шауры. Это выяснилось из рассказа одного из боевиков, которому удалось живьем сдаться российскому спецназу. Как сообщили в ЦОС ФСБ, пленный чеченец рассказал, что арабские наемники, которые были в отряде, расстреляли двух боевиков, которые хотели сдаться вместе с ним. Ему самому удалось уйти из банды обманным путем.
Перебежчик рассказал, что арабы отобрали десять наиболее боеспособных бойцов и, отняв у остальных теплую одежду и продукты, направились в сторону Грузии. Голодных и замерзших товарищей оставили прикрывать отход.
Однако умереть от голода и холода им было не суждено. «28 декабря произошло боестолкновение подразделения спецназа ГРУ и группы боевиков. После интенсивного огневого контакта зафиксировано уничтожение десяти боевиков», – доложила в понедельник днем пресс-служба Министерства обороны России, комментируя последние события в Цунтинском районе Дагестана. «Газета.Ru» уже писала, что та часть банды, которая была зажата в горах на границе Цунтинского и Цумадинского районов после этого боя, должно быть, полностью уничтожена: еще два дня назад военные говорили, что в горах окружены 10–12 бандитов, а после этого отрапортовали, что застрелили еще десятерых.
Очевидно, все это время военные держали в окружении именно тот отряд, который был оставлен арабами в арьергарде, в то время как десяток самых боеспособных бандитов до сих пор идет к грузинской границе.
Сдавшийся чеченец рассказал и другие детали уничтожения окруженного отряда прикрытия. Кроме тех десятерых, что были убиты в воскресенье, еще восемь членов банды были завалены лавиной, сошедшей после обстрела горных склонов тяжелой артиллерией.
В ЦОС ФСБ в понедельник вечером также сообщили, что среди тех наемников, что жестоко командуют отрядом, есть «известные арабские полевые командиры». Об этом эфэсбэшникам сообщил все тот же разговорчивый пленный. Не слишком понятно, что подразумевают в ЦОС ФСБ, называя арабских командиров «известными». Если отбросить предположение, что они говорят об известных только им арабах, логично подумать, что они имеют в виду самого Абу аль-Валида. До сегодняшнего дня благодаря усилиям Сергея Ястржембского и полковника Ильи Шабалкина именно аль-Валид считался самым известным арабским полевым командиром из действующих в Чечне. В свое время упоминался также Абу Омар ас-Сейф, якобы пытавшийся занять место аль-Валида. Остальные арабы широкой общественности не известны.
Наконец, главное, в чем не сомневаются ни ФСБ, ни военные: боевики, две недели терроризирующие Дагестан, изначально шли и сейчас пытаются вырваться в Грузию.
Сотрудники ФСБ узнали это и от сегодняшнего пленника, и от двух других бандитов, взятых в плен в конце прошлой недели. Командующий объединенной группировкой войск на Северном Кавказе генерал-полковник Валерий Баранов тоже знает о боевиках все, правда, не говорит, откуда. Вчера вечером, думая, что все боевики уже уничтожены, генерал рассказал агентству ИТАР-ТАСС, откуда, куда, зачем и по чьему приказу шла банда.
Баранов знает, что это боевики полевого командира Руслана Гелаева, которые собирались устроить диверсии в Грузии в преддверии президентских выборов в этой стране (назначены на 4 января).
Прежние рапорты военных о том, что дагестанская банда связана не с Гелаевым, а с Шамилем Басаевым и командует ей давний соратник последнего Иса Макашарипов, генерал Баранов во внимание не принимает.
«Банда численностью до 40 человек по приказу Гелаева вышла из Шатойского района и через Дагестан двинулась в сторону российско-грузинской границы. Однако в зоне ответственности Хунзахского отряда была обнаружена пограничниками», — пояснил командующий. Отвечая на вопрос, зачем банде надо в Грузию, генерал сказал: «У Гелаева появилась возможность заработать и доказать своим зарубежным покровителям свою дееспособность, но уже в Грузии… В Чечне у боевиков Гелаева, и не только у них, такой возможности практически не осталось».