От закрытого для прессы политсовета СПС ждали многого. Во-первых, источники в руководстве партии накануне заседания утверждали, что сопредседатели партии на заседании все как один уйдут в отставку. Во-вторых, те же источники сообщали, что само название СПС будет упразднено. Наконец, в-третьих, ожидалось, что на политсовете будут объявлены планы того, что называлось СПС, на президентские выборы.
Ничего такого в целом не случилось. Решения об отставках и партийных переименованиях отложили до 23 января, а о своем кандидате в президенты говорили, не называя имен.
Первое, чем занялись собравшиеся на политсовете люди, стало обсуждение причин поражения на выборах. Самым запоминающимся оправданием было немцовское. По его словам, главная вина лежит на обществе, которое как «маятник, который просто качнулся влево». Если во всем виновато общество, искать и наказывать виноватых среди руководства СПС не нужно. Такой была главная мысль последующей части заседания. Суть всех реплик сводилась к тому, что сопредседателям, которые еще полгода назад написали заявление об отставке в случае поражения на выборах, уходить вовсе не нужно. Если кто и виноват, то Альфред Кох, глава предвыборного штаба, говорили на политсовете. Так как Коха в зале не было, тема продолжения не получила.
«Отставка – это то, чего требует от нас толпа», — заявил глава креативного совета СПС Леонид Гозман. В зале ему вторили голоса региональных партийцев: «Хана СПС, если будут отставки». В итоге политсовет принял решение, что вопрос о возможных отставках будет рассмотрен 23 января на партийном съезде. Правда, источники «Газеты.Ru» в руководстве СПС сказали, что на съезде отставки Немцова, Чубайса, Хакамады и Гайдара, скорее всего, тоже не состоятся.
Оптимизмом заражал Чубайс. Политсовету он прямо сказал: «Положение партии и ее перспективы блестящие».
«СПС, — объявил Чубайс, — запускает проект «7=7»: к 2007 году собрать 7% голосов».
В общем-то всех собравшихся, естественно, интересовали более близкие выборы – нынешние президентские. Предложения СПС, оглашенные на ночном политсовете, сводятся к следующему. Союз правых сил и «Яблоко» должны создать некий Объединенный демократический совет в составе 12 человек (по 6 человек от каждой партии), который должен придумывать и утверждать кандидатуры от правых на всех выборах в диапазоне от президентских до местных. От СПС в совет предложены Егор Гайдар, Борис Надеждин, Виктор Некрутенко, Борис Немцов, Ирина Хакамада и Евгений Ясин.
Говорить о кандидатах в президенты никто на политсовете СПС не стал. Кроме Чубайса. Глава РАО ЕЭС намекнул собравшимся, что кандидат, который устроит всех демократов, есть, но его имя народ узнает позже.
Народ, во всяком случае, та его часть, что собралась на политсовет, понял, что речь идет не о депутате Владимире Рыжкове и чувашском лидере Николае Федорове. Как сообщили еще ночью источники в СПС, названные политики от возможных предложений стать единым кандидатом правых отказались заранее. «Яблоко» же, которому было предложено вступить в объединенный совет, пока ни от чего не отказывается. Член «Яблока» Сергей Митрохин утром заявил «Интерфаксу»: «Что касается необходимости создания объединенного демократического совета, то эта идея между нами уже обсуждалась, и мы ее поддерживаем, относительно же выдвижения единого кандидата — то это вопрос, обсуждение которого тоже продолжается».