Даниэль Баренбойм не получит премию Вольфа. На этом настаивают израильские чиновники, входящие в жюри этой «еврейской Нобелевки». В этом году высокая награда должна была достаться знаменитому израильскому пианисту и дирижеру, и дело было уже на мази, но тут вмешался один из попечителей фонда Вольфа, министр социального обеспечения Звулун Орлев.
Баренбойм, по мнению министра, не может получить престижную (и довольно увесистую – пятьдесят тысяч долларов) награду, поскольку имел наглость играть музыку Вагнера на земле Израиля. В результате Совет фонда Вольфа под руководством министра культуры Израиля Лимор Ливнат принял соломоново решение: вручить зарвавшемуся дирижеру премию, но только после того, как он публично извинится и покается в своем страшном грехе.
Вряд ли это произойдет. Баренбойм – черная овца в дружном израильском стаде.
У него есть политическая позиция, заключающаяся в отрицании всех прочих политических позиций. Он использует музыку в политических целях. Сначала Даниэль Баренбойм многие годы пытался сыграть в Израиле Вагнера. Дело в том, что в этой стране имена Вагнер и Гитлер практически синонимы. Вагнер – главный композитор нацизма, Вагнер был антисемитом, он написал ужасающую книгу «Евреи в музыке». Мало того, музыку Вагнера очень любили нацисты, настолько, что даже заключенных концлагерей и лагерей уничтожения приучали к прекрасному, играя его произведения во время побудки и перед выходом на работу.
Все эти аргументы препятствовали исполнению гениальной музыки неполиткорректного немца на Земле обетованной. Баренбойм, кстати, был не первым, кто пытался ее исполнять, до него осторожно наводили справки и другие великие еврейские музыканты – Зубин Мета (он вообще-то индус, но от этого не перестает быть главным и лучшим дирижером Израиля) и сэр Йегуди Менухин.
Мужества и наглости, впрочем, хватило только у Даниэля Баренбойма.
В 2001 году он продирижировал на Израильском музыкальном фестивале отрывок из «Валькирий», уговорив даже сверхконсервативных оркестрантов, а ведь именно еврейские музыканты шестьдесят пять лет назад, еще до создания Государства Израиль, инициировали запрет на произведения Вагнера.
Кроме того, Баренбойм внес собственный вклад в разрешение палестино-израильского конфликта, дав концерт в полуразрушенном актовом зале школы в Рамалле для арабской аудитории. Опять же, все государственные структуры были против, армейское и полицейское руководство отказалось брать на себя ответственность за безопасность дирижера – и, тем не менее, он дал суперуспешный, переаншлаговый сольный концерт и имел наглость остаться живым.
Конечно, этот человек не достоин премии Вольфа. Рикардо Вольф, кубинский еврей, основавший фонд и премию для пропаганды и поощрения достижений науки и искусства, тоже не рассчитывал на то, что лауреаты будут подрывать основы израильского общества. До сих пор лауреатами премии Вольфа в области искусства становились только достойные люди: Марк Шагал, Владимир Горовиц, Эдуардо Чиллидо, Исаак Стерн, Йегуди Менухин, Фрэнк Гери, Зубин Мета и Пьер Булез. Можно ли поставить в один ряд с этими людьми человека, которого арабы вызывали на бис восемь раз?