На судебном процессе по делу о взрывах жилых домов в Москве и Волгодонске начали давать показания обвиняемые в совершении терактов – 35-летний житель Кисловодска Юсуф Крымшамхалов и 40-летний уроженец Карачаевска Адам Деккушев. В четверг они должны были прокомментировать вещественные доказательства, к изучению которых суд приступил 9 декабря. Это 14 видеокассет со следственными экспериментами, а также другими записями, например, об участии Деккушева в нападении боевиков на колонну российских федеральных сил.
Как рассказал «Газете.Ru» адвокат Игорь Трунов, представляющий на процессе интересы родственников жертв терактов, Юсуф Крымшамхалов частично признал свою вину в подготовке теракта, происшедшего в Волгодонске 16 сентября 1999 года. Но отрицал какую-либо причастность к взрывам домов в Москве. По словам Игоря Трунова, Крымшамхалов заявил суду, что его просто «использовали втемную». Подсудимый рассказал, что смесь взрывчатки его попросил сделать Ачемез Гочияев (обвиняемый в организации терактов). При этом Крымшамхалов полагал, что готовит не взрывчатку, а сухую краску, компонентов которой он не знал. Только после взрывов жилых домов в Москве, когда Крымшамхалов встретился с Гочияевым в Волгодонске, последний сообщил ему, что тот готовил в одном из сараев в своем родном городе не краску, а взрывчатое вещество на основе гексогена, селитры и сахара.
После этого Крымшамхалов заявил суду: он знал, что взрыв будет, но не знал времени и места планируемого в Волгодонске теракта. Хотя 31 октября он утверждал, что ему вообще не было известно про планы террористов.
Подсудимый также признал свое участие в незаконных вооруженных формированиях и незаконном переходе границы.
Другой подсудимый, Адам Деккушев, в четверг отказался давать показания до тех пор, пока суд не рассмотрит его ходатайство о назначении психолого-психиатрической экспертизы. Еще в начале судебного процесса он заявил, что не признает своей вины по всем инкриминируемым ему статьям. Он ответит на вопросы суда на следующем слушании, которое назначено на 15 декабря.
Кроме допроса подсудимых, на заседании также рассматривалось ходатайство об отводе судьи Марины Комаровой, председательствующей на процессе. Отвод заявил в четверг адвокат Крымшамхалова Шамиль Арифулов. Адвокат утверждал, что судья ведет себя предвзято, формулируя вопросы к Крымшамхалову. Защитника также насторожило, что в вопросах судьи было много юридических терминов, что могло оказать на его клиента «психологическое давление».
Однако суд отказался принять отвод. Более того, судья решила направить письмо в Адвокатскую палату Москвы в связи с «недопустимым» поведением адвоката Арифулова в процессе. Суд полагает, что защитник оскорбительно вел себя по отношению к потерпевшим и допускал некорректные высказывания в адрес их представителя, адвоката Игоря Трунова, а также в адрес гособвинителя и самой судьи. Кроме того, Шамиль Арифулов, по мнению судьи, не имел права указывать суду, какие вопросы надо или не надо задавать подсудимым.
Тем временем бывшие жильцы домов на улице Гурьянова и на Каширском шоссе готовят обращение в Госдуму с просьбой отменить мораторий на смертную казнь для террористов.
Как сообщил «Газете.Ru» Трунов, потерпевшие считают, что в данном случае к организаторам и исполнителям терактов должна быть применена исключительная мера наказания — расстрел. Поскольку теракты привели к многочисленным жертвам: на Гурьянова погибли 100 человек, 690 получили ранения; на Каширском шоссе погибли 124 человека, семь были ранены; в Волгодонске погибли 19 человек, пострадавшими признаны более тысячи.
Как известно, 16 мая 1996 года был подписан президентский указ «О поэтапном сокращении применения в стране смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». Смертная казнь в России была фактически приостановлена в августе 1996 года. В 1998 году президент Ельцин внес в Госдуму на ратификацию 6-й дополнительный протокол Европейской конвенции по правам человека, однако он не был ратифицирован Госдумой. В настоящее время в России действует постановление Конституционного суда России от 1999 года, согласно которому до введения во всех регионах страны судов присяжных смертная казнь не может быть применена.
Скорее всего, предложение жертв теракта не будет принято Госдумой – иначе российские власти должны будут отказаться от членства в Совете Европы.
Председатель комиссии по правам человека при президенте России Элла Памфилова выступила в четверг с заявлением против отмены моратория на смертную казнь. «Введение смертной казни никогда не приводит к уменьшению преступлений в обществе», — сказала в четверг Элла Памфилова в эфире радиостанции «Эхо Москвы». По ее словам, опыт многих стран показывает, что «ужесточение наказания не снижает уровень терроризма». Она заявила, что с терроризмом необходимо бороться системными мерами: необходимо создавать аналитические службы, специальные подразделения по борьбе с терроризмом, необходимо работать на опережение, необходим целый комплекс мер по обеспечению безопасности граждан.