Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Легче палец отрезать, чем проголосовать за бюджет»

Совет федерации в среду заслушал доклад министра финансов Алексея Кудрина о российском бюджете на 2004 год. Как и ожидалось, законопроект вызвал у членов СФ много вопросов; как и ожидалось, несмотря на это, он был принят. Члены СФ только предупредили, что уступают Минфину в последний раз и впредь будут жестче.

Сто семнадцатое заседание верхней палаты парламента вышло не из легких. И не только из-за обсуждения проекта бюджета. Заседание было последним в 2003 году, и в памяти сенаторов ожило обещание, данное председателю палаты Сергею Миронову в начале сессии, — выучить к заключительной пленарке слова российского гимна и торжественно спеть его на закрытии сессии. Тем, кто об этом забыл, господин Миронов сам напомнил, открывая заседание.

Правда, самым важным в повестке дня был вопрос о бюджете-2004. Никто не сомневался, что проект будет одобрен.

«Мы считаем, что бюджет надо принимать, хотя у нас к нему есть серьезные претензии. Мы сознательно идем на это, так как понимаем, что нельзя оставлять страну без бюджета», — сказал журналистам спикер Миронов.

Вся интрига могла заключаться только в том, каким числом голосов будет принят законопроект и насколько жестко сенаторы будут говорить о болевых точках бюджета.

И сенаторы не разочаровали: обсуждение проекта шло три с лишним часа, в течение которых члены СФ максимально четко показали свое негативное отношение к проекту. Так что, прежде чем праздновать победу, Алексею Кудрину, представлявшему проект, пришлось помучиться и ответить на многие вопросы.

Фактически обсуждение проекта бюджета превратилось в его экзекуцию, но министр Кудрин все время выглядел спокойным и уверенным в благоприятном исходе дела. Позже Кудрин заявил журналистам: «Это была запланированная победа. Качество бюджета не вызывает сомнений. На наш взгляд, бюджет является существенным шагом вперед в деле стабилизации российской экономики».

Главным предметом неудовольствия членов верхней палаты стала модель межбюджетных отношений и перераспределения налоговых потоков из региональных бюджетов в федеральный — и наоборот. В рамках налоговой реформы в 2004 году предполагается снизить НДС с 20 до 18%, отменить налог с продаж и ряд местных налогов, изменить налогообложение нефти и газа. Правительство считает, что предусмотренный им механизм компенсаций вполне заместит регионам потери от этих изменений. По расчетам правительства, от налоговых новаций федеральный бюджет потеряет примерно 82 млрд рублей, а регионы выиграют 23 млрд рублей.

Сенаторы, однако, считают, что правительственные оценки завышены. Основная претензия касается отмены налога с продаж. По расчетам комиссии СФ по взаимодействию со Счетной палатой, от отмены этого налога пострадают бюджеты крупных регионов.

Москва потеряет 7,7% доходов регионального бюджета, Санкт-Петербург — 8,5 %, Московская область — 10,9 %. Разовая же компенсация, говорится в заключении комиссии, не решит этой проблемы.

Господин Кудрин попытался раз и навсегда закрыть этот вопрос: «По налогу с продаж правительство компенсирует регионам сполна». А относительно возможности пересмотра бюджета Госдумой в первом квартале 2004 года (об этой инициативе уже заявляли лидеры блока «Родина») министр заявил: «Я не вижу такой необходимости». Министр напомнил, что правительство предусмотрело взамен отмены налога с продаж передачу в регионы 1% налога на прибыль, акцизы на алкоголь и налоги с малого бизнеса.

Тут же председатель Комиссии по взаимодействию со Счетной палатой Борис Преображенский отметил, что собрать налоги, переданные в регионы, крайне трудно. Поступление акциза на нефтепродукты проблематично: большинство территорий собирает не более 60% от запланированного, а пять территорий — и вовсе 5–15%. Кроме того, передача части налога на прибыль в регионы, по расчетам сенатора Преображенского, даст регионам на 44 млрд рублей меньше, чем посчитал Минфин. «Налог на прибыль — плохо собираемый налог, его собираемость не превышает 70%, а Минфин исходил из собираемости 90%», — пояснил он.

Комментируя увеличение с 2 до 2,5% ставки налога на имущество предприятий, доходы от которого полностью поступают в региональный бюджет, Преображенский сообщил, что оно даст регионам всего 11–12 млрд рублей — вместо запланированных Минфином 17,1 млрд.

Минфин на этот налог возлагает особые надежды. Министр Кудрин, выступая перед сенаторами, заявил, что налог на имущество станет одним из основных доходных источников бюджетов субъектов РФ . Перераспределение налога на добычу полезных ископаемых, которое, по мысли Минфина, должно было способствовать выравниванию бюджетов регионов, также пришлось сенаторам не по душе. Снижение региональной доли НДПИ лишит Ханты-Мансийский округ 50% его налоговых поступлений, Ямало-Ненецкий округ — 30%, Татарстан и Томскую область — примерно 20%. Представитель от Ханты-Мансийского округа, председатель Комитета по делам Севера и малочисленных народов Геннадий Олейник отметил, что сама идея правильная, но на практике добывающие регионы несут потери, а те, в чью пользу должны перераспределяться эти средства, не получают значительной поддержки. «Прямого закрытия выпадающих доходов не произошло», — подвел итог прениям по этому вопросу сенатор Юрий Ковалев.

Много вопросов у сенаторов вызвала идея, которой правительство в последнее особенно гордится — стабилизационный фонд. Алексей Кудрин на заседании особо подчеркнул его роль, назвав фонд страховкой федерального бюджета. Но сенаторы не впечатлились. Им не понравилось, что размещение средств предполагается в долговых обязательствах иностранных государств. По мнению сенаторов, выведение средств из бюджета негативно скажется на его инвестиционных возможностях и затруднит задачу удвоения ВВП к 2010 году.

Первый заместитель председателя Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов заявил, что такое хранение средств стабилизационного фонда по сути станет финансированием экономики других стран. Представитель в СФ от Ямало-Ненецкого округа Евгений Керпельман выразил недоумение, почему государство, вместо того чтобы рассчитаться с внутренними долгами, забирает деньги из бюджета, создает стабфонд да еще намеревается выплачивать с опережением внешние долги. Алексей Кудрин отмахнулся фразой, что все внутренние долги на данный момент урегулированы:

«Проблем с внутренним долгом нет, мы выполняем свои обязательства».

Вообще сенаторы не оставили министру никаких иллюзий относительно качества проекта бюджета в целом. По мнению председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности Оганеса Оганяна, проект бюджета носит инерционный характер: в нем не предусмотрены меры по поддержке обрабатывающих отраслей, реального сектора экономики. Это откладывает на будущее решение задач по повышению темпов роста экономики и уровня жизни населения, считает сенатор Оганян. Кроме того, в бюджете 2004 года прекращено финансирование программ по развитию рынка и поддержке предпринимательства. «Эта тенденция идет вразрез с основами экономической стратегии государства», — подчеркнул господин Оганян.

А первый заместитель председателя по делам федерации и региональной политики Валерий Кадохов заявил, что проект бюджета не стимулирует рост экономики и не приближает к решению задач по преодолению бедности и удвоения ВВП. «Создается впечатление, что не бюджет формируется исходя из экономических показателей, а эти показатели подгоняются под проект бюджета», — сказал Валерий Кадохов.

И все же бюджет сенаторы одобрили. Причем абсолютным большинством голосов. За проголосовали 137 сенаторов, против — четыре, воздержались всего два.

«В этой ситуации, в которой мы оказались, можно посыпать голову пеплом, но принимать бюджет надо», — сказал сенатор Николай Рыжков.

Представитель СФ от Красноярского края Вячеслав Новиков заявил, что не принять бюджет не позволяет специфика момента. В то же время он отметил, что легче себе палец отрезать, чем нажать на кнопку «за»: «У нас есть один способ в дальнейшем принимать реальное участие в процессе формирования бюджета. Он состоит из двух элементов: первое — жесткая позиция комитетов, второе — надо просто один раз отклонить бюджет, если он нас не устраивает. К сожалению, не в этот раз».

Новости и материалы
Турция потребовала самороспуска курдских группировок в Сирии
Власти Британии не станут запрещать Маску финансировать правую партию Фаража
В РФС отреагировали на фото игрока «Локомотива» с охоты: заяц не является в России «тотемным животным»
Пожар в Иркутской области локализовали
Рогов заявил о комбинированной атаке ВСУ в Запорожской области
Во Франции назвали плохим знаком встречу Зеленского с директором ЦРУ
Команда Трампа прорабатывает способы отмены получения гражданства по месту рождения в США
В одесском военкомате произошла стрельба
Хуситы заявили о нанесении ударов по авианосной группе США
Футбольному долголетию Дзюбы нашли объяснение
Путин запустил обходной маршрут на трассе М-12 в Башкирии
Депутат Рады раскрыл «рецепт» остановки конфликта на Украине за 24 часа
Экс-игрок сборной России назвал главное событие 2024 года в российском футболе
Депутат Рады рассказал, за кого проголосует большинство украинцев на выборах президента
Бывшего гендиректора «Главзарубежстроя» арестовали по делу о мошенничестве
13 человек пострадали в крупной аварии под Ивановом
Молдавия изменит базовую валюту с доллара на евро
В столице Украины объявили воздушную тревогу
Все новости