В четверг судья Мосгорсуда Ольга Кудешкина сообщила, что не будет баллотироваться в Государственную думу. Как заявила на «Эхе Москвы» судья, зарегистрированная в качестве кандидата в депутаты Госдумы по 115-му одномандатному округу в Серпухове, она вынуждена прекратить предвыборную гонку из-за «беспрецедентного давления» со стороны Генпрокуратуры.
Как утверждает Кудешкина, все началось после ее выступления на радиостанции «Эхо Москвы» 1 декабря,
во время которого судья заявила, что Генпрокуратура оказывала давление на Мосгорсуд и председательствующих на процессах, в том числе на нее саму.
На следующий день после выступления Кудешкиной откликнулась сама Генеральная прокуратура в лице начальника пресс-центра Натальи Вишняковой, сообщившей, что все рассказанное судьей журналистам является не чем иным, как предвыборным пиаром, и не имеет отношения к действительности.
По словам Кудешкиной, теперь она хочет показать, что все, о чем она заявляла ранее, не является борьбой за голоса избирателей. «Я не хочу, чтобы у поддерживающих меня людей и коллег сложилось впечатление, что это просто пиар, — мотивировала Кудешкина снятие своей кандидатуры. — Генпрокуратура глубоко ошибается, на самом деле это моя жизненная позиция».
Тем более что давление, по ее словам, продолжается — причем уже и на ее семью, и на тех, кто работает в предвыборном штабе. «Практически сразу после выступления на радиостанции нам пришлось закрыть штаб в Чехове, потому что там пошли прямые угрозы, был закрыт штаб в Серпухове. Сейчас складывается такая же ситуация и в Домодедове, где вчера вечером были задержаны два агитатора-пенсионера якобы за расклейку агитационных материалов в неположенном месте, — сообщила Кудешкина. — Поскольку открыто оказывается такое давление, а меня поддерживают и в моей предвыборной кампании участвуют очень много людей, за которых я переживаю, я не считаю возможным дальше продолжать свое участие в этой предвыборной кампании». Судья упомянула, что угрозы звучали и в адрес ее дочери, и приходили по факсу в предвыборный штаб. Однако детали раскрывать не стала.
Как заявила Ольга Кудешкина, несмотря на то что ей пришлось снять кандидатуру, она не сожалеет о том, что обо всем рассказала. «Я для себя решила, что все равно доведу это дело до конца и буду добиваться подлинной независимости суда от какого-либо давления, от каких бы структур такое давление ни исходило», — сказала она.
В избирательной комиссии по 115-му округу в Серпухове корреспонденту «Газеты.Ru» сообщили, что Кудешкина еще остается кандидатом в депутаты.
«Пока никаких официальных решений по этому поводу не принято, комиссия еще ничего не рассматривала», — заявили сотрудники комиссии, отказавшись, впрочем, от дальнейших разъяснений. Правда, как стало известно «Газете.Ru», во второй половине дня в четверг состоится заседание избирательной комиссии, на котором и будет вынесено решение по заявлению Кудешкиной о снятии своей кандидатуры.
В пресс-службе Генпрокуратуры комментировать выступление судьи отказались напрочь. «Мы комментируем только свои заявления, обсуждать, что кто где сказал, мы не имеем права, — сказали в пресс-службе. — Другой информации, кроме той, что была озвучена во вторник, у нас нет».
По мнению правозащитников, выступление Кудешкиной «подтвердило все интуитивные догадки о воздействии на судей».
Как рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» пресс-секретарь общественного движения «За права человека» Евгений Ихлов, в последнее время Генпрокуратура, по его наблюдениям, действует все бесцеремоннее и бесцеремоннее. На процессах, в которых так или иначе участвует Генпрокуратура, нарушаются процессуальные нормы, причем поведение судей может меняться «буквально на глазах», в то время как другие дела рассматриваются нормально.
«Генпрокуратура стала орудием политических репрессий, а у судей не хватает гражданского мужества, потому что они знают, расправа наступает очень быстро, а инстанции, в которую они могут обратиться за защитой, просто не существует».
Как считает правозащитник, пока Генпрокуратура находится вне какого-либо общественного или законодательного контроля, а судья абсолютно беззащитен, ситуация не изменится. «Выходить с плакатом «Перестаньте давить на суд» к зданию Генпрокуратуры бессмысленно, — считает Ихлов. — Проблема должна решаться в комплексе: нужен новый закон «О судьях» и «О прокуратуре», новая прокуратура, новый прокурор. Пока этого не будет, все останется как есть».