В четверг российское правительство выделило деньги на срочную закупку топлива для дрейфующей станции «Северный полюс-32» (СП-32). Как сообщили «Газете.Ru» в Росгидромете, который в апреле 2003 года совместно с некоммерческим центром «Полюс» организовал экспедицию, это стало необходимо, так как на СП-32 сложилась критическая ситуация.
«Из-за плохих погодных условий на станции произошел разлом взлетно-посадочной полосы, — пояснила «Газете.Ru» сотрудник Росгидромета Наталья Ершова. — А попытки строительства новой полосы ни к чему не привели — это слишком тяжелая и длительная работа. Грузы, необходимые для существования станции, пришлось доставлять методом парашютного десантирования». Как отметила Ершова, «это привело к незапланированным финансовым расходам». Единственная в мире дрейфующая станция, которая и так была создана на спонсорские средства, вообще осталась без денег.
Организаторам не удалось закупить и доставить на станцию достаточное количество топлива, необходимого для того, чтобы станция могла доработать хотя бы до конца года. «Сейчас энергетические запасы на станции СП-32 практически закончились, — сообщила Ершова. — Жизни самих экспедиторов пока ничего не угрожает, но температура воздуха на Северном полюсе ниже --30°С и, если проблемы с топливом в ближайшее время не будут решены, экспедицию придется свернуть».
А на организацию проекта «СП-33» деньги уже вряд ли найдутся.
Как отметила Ершова, Росгидромет обратился за помощью к российскому правительству. «Принимая во внимание важность научных исследований Северного Ледовитого океана, правительство выделило нам целевые финансовые средства на срочную закупку и доставку на станцию топлива», — сообщила она. Правда, сколько именно нашлось у кабинета министров денег для СП-32, она сообщить отказалась. По всей видимости, это не слишком большая сумма: полярникам главное — продержаться до Нового года.
С 1 января вступит в силу «Бюджет-2004», который предусматривает на финансирование станции «Северный полюс-32» 70,4 млн рублей.
Кроме того, полярники, вероятно, отработают свое пребывание на льдине, принимая туристов. Даже разлом взлетно-посадочной полосы, о котором сообщила Ершова, не повлиял на эту статью доходов СП-32. В одной из московских турфирм корреспонденту «Газеты. Ru» предложили уже 12 декабря за несколько тысяч долларов на четыре часа «слетать на дрейфующую станцию на Северном полюсе». С архипелага Шпицберген туристов обещают совершенно безопасно самолетом доставить на дрейфующую льдину в Северном Ледовитом океане, где группу ожидает «торжественный обед с полярниками». Правда, как туристы смогут оказаться на самой льдине, в турфирме не знают, уверяя, что «там все в порядке».
Что думают об этом способе зарабатывать на жизнь сами полярники, «Газете.Ru» узнать не удалось. Обещанная президентом Ассоциации полярников России Артуром Чилингаровым web-связь с СП-32 так и не была установлена. Интерес спонсоров, видимо, иссяк, как только улеглись разговоры вокруг открытия последней за 12 лет экспедиции «Северный полюс». Программа освоения Арктики оказалась нужна только метеорологам и ученым-энтузиастам. Сейчас СП-32 — это шесть сборно-щитовых домиков (кроме жилых — кают-компания, камбуз, дизельная и баня), снегоход «Ямаха», два трактора Т-70 и 12 полярников в возрасте от 24 до 64 лет.