На столичном небосклоне вспыхнуло что-то яркое – то ли сверхновая звезда, то ли шальной фейерверк. Точнее оценить пока невозможно. Первая же выставка галереи Stella Art претендует на сенсацию, пускай и местного масштаба: здесь демонстрируют работы Энди Уорхола, Тома Вессельмана и Жана-Мишеля Баския (или Баскиа, или Баскье – русское написание до сих пор не устоялось). Все трое относятся к лидерам мировых продаж современного искусства и к любимцам продвинутых музейщиков. Блюдо диктует стиль подачи: презентация галереи проходила точно так, как показывают в кинофильмах про красивую нездешнюю жизнь – стерильные стены, рассеянный свет, услужливый персонал, пронырливые газетчики, вальяжные гости. Все указывало на основательность предприятия, однако жизнь приучила не торопиться с выводами: слишком прихотлива и трудоемка московская арт-практика, чтобы предрекать неофитам долгосрочный успех.
Хозяйка галереи зовется Стэла Кей (так в оригинале). Про нее известно буквально следующее: родилась во Владикавказе, закончила экономический факультет в тамошнем университете, удачно вышла замуж за дипломата, позднее внедрившегося в табачный бизнес, родила троих детей и вот теперь решила испробовать себя в галерейном деле. Кей – это творческий псевдоним, первая буква настоящей фамилии. Дешифровываться, вероятно, муж не велит.
На вернисаже госпожа Кей откровенно призналась, что мало компетентна в области искусствознания, но полностью доверяет квалификации своих партнеров.
Одним из таковых оказался Эдуард Миттеран, то ли родной, то ли внучатый племянник экс-президента Франции, владелец художественных галерей в Париже и Женеве. Собственно, с его легкой руки нынешний проект и запущен. К поставкам привлечены также Waddington Galleries из Лондона и анонимная институция из Кельна. Вопрос об уровне цен на пресс-конференции всячески заминался, акцент был перенесен на культурологическую значимость события. И все же представляется, что коммерция возглавляет список резонов. Пусть без всякого маркетинга, но почему бы не прощупать здешних нуворишей на предмет инвестиций в западное искусство? Экспонаты стоимостью от $100 тыс. и выше не разойдутся, естественно, как горячие пирожки, однако мало ли какие механизмы могут сработать в непредсказуемой России.
Показы художников поп-арта у нас случались – вспомнить хотя бы экспозицию того же Уорхола из нью-йоркского МОМА, проходившую два с половиной года назад в Пушкинском, или совместную с музеем Людвига выставочную программу в ГРМ. Однако это все были некоммерческие акции в рамках культурного обмена, торговать же шедеврами покуда не пробовали: цены астрономические, а спрос почти нулевой. Бизнес на поп-арте в России должен бы напоминать школьную репризу «купи слона». Мол, все говорят, что дорого, что эстетически не близко, что теща не одобрит, что повесить некуда – а ты возьми да купи. Скепсиса хоть отбавляй, но чем черт не шутит – вдруг именно у Стэлы Кей и получится?
Правда, момент для экспансии выбран не самый подходящий. Около месяца назад американский Совет по аутентификации Энди Уорхола (AWAB) устроил грандиозный скандал, признав несовместимыми с подлинностью около 15% от всех известных на рынке работ художника. Хотя на выставке в Stella Art Gallery шелкографии в основном подкрашены акрилом, то есть содержат элементы ручной работы, подозрения не могут не терзать потенциальных клиентов. Однако на стороне организаторов эмоциональный фактор: они уверены, что близкое знакомство с произведениями Уорхола непременно вызовет эстетическое потрясение. Пусть на выставке отсутствуют фирменные консервы «Campbell» и серийные Мао с Мэрилин, зато есть вариант знаменитого «Dollar Sign», узнаваемые «Ножи» и «Револьверы», плюс переливающиеся алмазной пылью композиции с туфельками. Любопытно бы узнать, сумеет ли красота по-американски побороть российские предубеждения, но еще неизвестно, захотят ли устроители по прошествии времени говорить о финансовых результатах.
Двум другим экспонентам, чьи работы показываются у нас впервые, инкриминировать нечего, кроме опять-таки умопомрачительных цен. Том Вессельман представлен не слишком хрестоматийно: вместо «Больших американских обнаженных» приехали конструкции из жести, напоминающие матиссовские коллажи, только объемные. Пресновато, зато респектабельно. А вот Жан-Мишель Баския предстает тем самым художественным исчадием Бронкса, о котором взахлеб писали модные критики 80-х. Тогда он за короткий срок из безбашенного граффитиста, поганившего вагоны нью-йоркской подземки, превратился в процветающего художника с миллионными доходами. Правда, все равно безбашенного: комбинируя гомосексуальные оргии с наркосессиями, Баския в 27 лет довел себя до могилы. Его агрессивно-инфантильный репертуар относится к поп-арту довольно косвенно, но за компанию сгодится.
Планы на будущее у новоиспеченной галереи столь же амбициозны, сколь и туманны. Говорится о внедрении на российский арт-рынок дорогих европейских художников и о раскрутке до уровня «дорогих европейских» наших молодых дарований. Пожалуй, многое будет зависеть от успеха первой акции – не финансового, так морального. Без одобрения широкой общественности процесс может и заглохнуть: или госпожа Кей разочаруется, или муж передумает. Так что предлагаем данную рецензию считать положительной.
В помещении Stella Art Gallery (Скарятинский пер., 7) до 31 января. Не забудьте одеться поприличнее и захватить 150 рублей на входной билет.