Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Консервы навсегда

В Москву привезли американский поп-арт: Уорхола, Вессельмана и Баския. Его будут показывать, им будут торговать.

На столичном небосклоне вспыхнуло что-то яркое – то ли сверхновая звезда, то ли шальной фейерверк. Точнее оценить пока невозможно. Первая же выставка галереи Stella Art претендует на сенсацию, пускай и местного масштаба: здесь демонстрируют работы Энди Уорхола, Тома Вессельмана и Жана-Мишеля Баския (или Баскиа, или Баскье – русское написание до сих пор не устоялось). Все трое относятся к лидерам мировых продаж современного искусства и к любимцам продвинутых музейщиков. Блюдо диктует стиль подачи: презентация галереи проходила точно так, как показывают в кинофильмах про красивую нездешнюю жизнь – стерильные стены, рассеянный свет, услужливый персонал, пронырливые газетчики, вальяжные гости. Все указывало на основательность предприятия, однако жизнь приучила не торопиться с выводами: слишком прихотлива и трудоемка московская арт-практика, чтобы предрекать неофитам долгосрочный успех.

Хозяйка галереи зовется Стэла Кей (так в оригинале). Про нее известно буквально следующее: родилась во Владикавказе, закончила экономический факультет в тамошнем университете, удачно вышла замуж за дипломата, позднее внедрившегося в табачный бизнес, родила троих детей и вот теперь решила испробовать себя в галерейном деле. Кей – это творческий псевдоним, первая буква настоящей фамилии. Дешифровываться, вероятно, муж не велит.

На вернисаже госпожа Кей откровенно призналась, что мало компетентна в области искусствознания, но полностью доверяет квалификации своих партнеров.

Одним из таковых оказался Эдуард Миттеран, то ли родной, то ли внучатый племянник экс-президента Франции, владелец художественных галерей в Париже и Женеве. Собственно, с его легкой руки нынешний проект и запущен. К поставкам привлечены также Waddington Galleries из Лондона и анонимная институция из Кельна. Вопрос об уровне цен на пресс-конференции всячески заминался, акцент был перенесен на культурологическую значимость события. И все же представляется, что коммерция возглавляет список резонов. Пусть без всякого маркетинга, но почему бы не прощупать здешних нуворишей на предмет инвестиций в западное искусство? Экспонаты стоимостью от $100 тыс. и выше не разойдутся, естественно, как горячие пирожки, однако мало ли какие механизмы могут сработать в непредсказуемой России.

Показы художников поп-арта у нас случались – вспомнить хотя бы экспозицию того же Уорхола из нью-йоркского МОМА, проходившую два с половиной года назад в Пушкинском, или совместную с музеем Людвига выставочную программу в ГРМ. Однако это все были некоммерческие акции в рамках культурного обмена, торговать же шедеврами покуда не пробовали: цены астрономические, а спрос почти нулевой. Бизнес на поп-арте в России должен бы напоминать школьную репризу «купи слона». Мол, все говорят, что дорого, что эстетически не близко, что теща не одобрит, что повесить некуда – а ты возьми да купи. Скепсиса хоть отбавляй, но чем черт не шутит – вдруг именно у Стэлы Кей и получится?

Правда, момент для экспансии выбран не самый подходящий. Около месяца назад американский Совет по аутентификации Энди Уорхола (AWAB) устроил грандиозный скандал, признав несовместимыми с подлинностью около 15% от всех известных на рынке работ художника. Хотя на выставке в Stella Art Gallery шелкографии в основном подкрашены акрилом, то есть содержат элементы ручной работы, подозрения не могут не терзать потенциальных клиентов. Однако на стороне организаторов эмоциональный фактор: они уверены, что близкое знакомство с произведениями Уорхола непременно вызовет эстетическое потрясение. Пусть на выставке отсутствуют фирменные консервы «Campbell» и серийные Мао с Мэрилин, зато есть вариант знаменитого «Dollar Sign», узнаваемые «Ножи» и «Револьверы», плюс переливающиеся алмазной пылью композиции с туфельками. Любопытно бы узнать, сумеет ли красота по-американски побороть российские предубеждения, но еще неизвестно, захотят ли устроители по прошествии времени говорить о финансовых результатах.

Двум другим экспонентам, чьи работы показываются у нас впервые, инкриминировать нечего, кроме опять-таки умопомрачительных цен. Том Вессельман представлен не слишком хрестоматийно: вместо «Больших американских обнаженных» приехали конструкции из жести, напоминающие матиссовские коллажи, только объемные. Пресновато, зато респектабельно. А вот Жан-Мишель Баския предстает тем самым художественным исчадием Бронкса, о котором взахлеб писали модные критики 80-х. Тогда он за короткий срок из безбашенного граффитиста, поганившего вагоны нью-йоркской подземки, превратился в процветающего художника с миллионными доходами. Правда, все равно безбашенного: комбинируя гомосексуальные оргии с наркосессиями, Баския в 27 лет довел себя до могилы. Его агрессивно-инфантильный репертуар относится к поп-арту довольно косвенно, но за компанию сгодится.

Планы на будущее у новоиспеченной галереи столь же амбициозны, сколь и туманны. Говорится о внедрении на российский арт-рынок дорогих европейских художников и о раскрутке до уровня «дорогих европейских» наших молодых дарований. Пожалуй, многое будет зависеть от успеха первой акции – не финансового, так морального. Без одобрения широкой общественности процесс может и заглохнуть: или госпожа Кей разочаруется, или муж передумает. Так что предлагаем данную рецензию считать положительной.

В помещении Stella Art Gallery (Скарятинский пер., 7) до 31 января. Не забудьте одеться поприличнее и захватить 150 рублей на входной билет.

Новости и материалы
Главу фонда капремонта Московской области задержали по делу о крупной взятке
Дружественные страны могут начать поставлять России картофель
Пашинян сбрил бороду
Стало известно, кто живет в трехуровневой квартире Леонтьева в Москве
В США спасли койота, застрявшего головой в пластиковой банке
В Москве крановщика приговорили к 24 годам за поджог столичного военкомата
Слуцкий сообщил, что Путин передал в работу проекты ЛДПР по демографии и СВО
Объявлено формирование второго потока обучения программы «Время героев»
В ЦБ анонсировали плавное изменение денежно-кредитной политики
«Двоякое впечатление»: Глушаков оценил перспективы «Спартака»
Игорь Петренко существенно снизил многомиллионный долг по алиментам
Российские врачи спасли ногу дачника, намотанную на мотокультиватор
Госдума приняла во втором чтении проект федерального бюджета
Стало известно, когда Chery привезет в Россию еще одну модель
В Бразилии арестовали полицейских, грузивших пиво в служебный автомобиль
Россиянин, от которого пошел мем «скуф», опроверг слухи о своем исчезновении
Законопроект о введении рублевых счетов для выплат иноагентам внесен в Госдуму
Треки «отмененного» Scally Milano пропали из российской соцсети
Все новости