Сенсационное заявление акционеров «Сибнефти» о приостановке «завершения слияния компаний ЮКОС и Сибнефть» появилось в агентстве Reuter через 20 минут после начала собрания акционеров ЮКОСа. Собрание в Торгово-промышленной палате должно было фактически поставить точку в процессе, длящемся с лета этого года. Предполагалось, что в результате изменения устава компании и выбора нового совета директоров каждый из участников сделки получит свое. В дополнение к $3 млрд наличными и 26,01% акций ЮКОСа акционеры «Сибнефти» (прежде всего Роман Абрамович) получали возможность сформировать совет директоров, который будет отвечать за стратегию развития компании. Акционеры же ЮКОСа получили бы не только 92% акций «Сибнефти», но и право назначения своих людей в правление компании, что позволило бы им контролировать текущую деятельность четвертой по объемам добычи нефти частной компании мира.
После заявления «Сибнефти», полная реализация сделки оказалась невозможной.
Собрание акционеров не стало принимать никаких поправок в устав, ограничившись лишь одобрением давно ожидавшегося решения о выплате почти $2 млрд в качестве промежуточных дивидендов за девять месяцев этого года.
В результате всего происшедшего создалась довольно странная ситуация. Объединение компаний в смысле выплаты наличных и обмена акциями завершилось еще 3 октября, и теперь «Сибнефть» является дочерней компанией ЮКОСа. Вместе с тем, Роман Абрамович, которого называют основным владельцем «Сибнефти», получил в собственность блокирующий (26,01%) пакет акций ЮКОСа. Это самый крупный пакет, принадлежащий одному лицу. Остальные акции ЮКОСА принадлежат старым акционерам. К тому же 39,6% акций из них арестованы Генпрокуратурой в рамках расследования так называемого дела ЮКОСа. Однако ни одного своего представителя в органах управления компании у Абромовича, из-за «приостановки завершения слияния», нет. Председателем правления НК ЮКОС является Семен Кукес, заместителем председателя правления по разведке и добыче — Юрий Бейлин, за переработку отвечает Михаил Брудно, за оперативное управление Майкл Тиди, финансовым директором является Брюс Мизамор, за бизнес-поддержку отвечает Михаил Трушин, за взаимодействие с органами государственной власти Александр Темерко. Все это люди из команды Михаила Ходорковского.
Торги на российском фондовом рынке завершились падением котировок акций. Индекс РТС по итогам торгов упал на 2,01% до 529,27 пункта. Объем торгов составил $23,06 млн.
Быстрое падение котировок произошло сразу поле сообщения о приостановке слияния компаний ЮКОС и «Сибнефть», однако впоследствии, после того как представители компании объяснили это решение техническими причинами, рынок несколько успокоился и даже подрос.
Акции ЮКОСа подешевели на 5,33% до $11,36. Акции других бумаг тоже снизились. Акции РАО ЕЭС подешевели на 0,95%, «ЛУКойла» — на 0,32%, «Сургутнефтегаза» — на 1,50%, «Татнефти» — на 3,26%.
Акции «Норильского никеля» подорожали на 2,75%.
3 октября ЮКОС и «Сибнефть» объявили об окончательном завершении сделки о слиянии. Основные акционеры ОАО «Сибнефть» и НК ЮКОС завершили объявленную ранее сделку по объединению двух компаний, результатом которой стало появление крупнейшей в России частной нефтегазовой компании «ЮКОС-Сибнефть».
После слияния компания ЮКОС стала собственником 92% акций «Сибнефти», а акционеры «Сибнефти» стали владельцами 26,01% акций ЮКОСа.
Аналитик инвестиционной компании «Атон» Булат Каримов считает, что инициаторами решения были акционеры «Сибнефти»: «Единственное, что можно сказать, что это хоть и неожиданное, но логичное решение со стороны «Сибнефти». Учитывая сложившуюся ситуацию вокруг ЮКОСа, решение представляется достаточно логичным. Его можно понять».
Коллега господина Каримова, старший аналитик «Атона» Дмитрий Лукашов, напротив, полагает, что в приостановке сделки заинтересованы акционеры ЮКОСа. «Сибнефть» — фактически единственный ликвидный актив ЮКОСа, — сказал Лукашов «Газете.Ru». — Нет никакого смысла делать его неликвидным». Дело в том, что, как известно, сам ЮКОС сейчас не слишком ликвиден: 39,6% его акций находятся под арестом и не могут быть проданы. «Сибнефть» же можно продать, например, «Сургутнефтегазу», а вырученные деньги распределить между акционерами ЮКОСа. «Ходорковский оставляет себе ликвидный актив, из которого он может выйти и получить кэш, — говорит Лукашов. — А получив кэш, сможет выплатить его в виде дивидендов, поскольку прокуратура заявляла, что пребывание акций под арестом не является препятствием для выплаты дивидендов по ним».