Жанровая неопределенность, квалификация книги по нужному ведомству – проблема довольно распространенная. Пока романы Гибсона проходили по ведомству фантастики, публиковались в мерзких обложках и выставлялись в соответственных разделах книжных магазинов – их не покупали. Когда «Трилогию моста» издали по-человечески и поставили рядом с Бэнксом и Коуплендом – все встало на свои места.
Впрочем, роман Кирилла Бенедиктова «Война за «Асгард»» вполне себе традиционен. В недавние времена его бы окрестили «фантастикой ближнего прицела» — дело происходит в недалеком будущем. 2053 год, ряд экологических катастроф уничтожил гидросистему планеты, и наступила великая сушь. Мир отреагировал хаосом планетарного масштаба, который быстренько перерос в авторитаризм – «золотой миллиард», пользуясь своим технологическим и военным превосходством, начинает проводить ку-клус-клановское «Белое Возрождение» — религиозно-расистскую доктрину очищения человечества. Накануне торжества идеи – завершения проекта «Асгард» (гигантской резервации с 2 млрд изгоев) — боевое подполье пытается уничтожить «Асгард». Надежда человечества – полковник Влад Басманов, неуловимый террорист по кличке Зеро. Почти Зорро. Или Зорге.
Похоже на классический постапокалиптический трэш с истерическим антиамериканизмом, которым забиты все прилавки с коммерческой литературой.
Даже усердия Бенедиктова, выдавшего здоровенный «кирпич» на 900 страниц мелкого шрифта, со множеством сюжетных линий, со всяческой многослойностью и многопроблемностью, не хватило бы на то, чтобы вытащить «Войну за «Асгард» из резервации монотонного отечественного палп-фикшн.
То, что «Война…» сыто переварила находки киберпанка, тоже мало о чем говорит – кто только не зарится на эти обветшавшие кости. Окрестности знакомы – мнемотехника, триумф нанотехнологий и генетики, корпорации, якудза и «Триада». Структура напоминает Гибсона — несколько никак не связанных поначалу сюжетных линий, замкнутых каждая на своем персонаже, начинают скручиваться по спирали, сначала до противного неторопливо, потом все быстрее, чтобы в финале бабахнуть, сойдясь в одной точке. Технология, футурология, социология плюс немного паранойи Томаса Клэнси.
Ну читал человек Фукуяму с Тоффлером – так они сегодня на любой полке валяются, стыдно уже не читать-то.
Выделяют роман Бенедиктова из трудов коллег по цеху качество и мягкая, не колющая глаза самоирония. Всякие американцы, японцы, арабы и разные прочие шведы, просто кишащие в многонаселенном романе ,описаны со знанием дела. Собственно, ничего удивительного – в миру Кирилл Бенедиктов является известным специалистом по новейшей истории Западной Европы, несколько лет проработал в структурах ОБСЕ в разных странах мира. Отсюда, кстати, растут и ушки достоверности разрушающегося мира – как сам автор признавался в интервью, в основу романа легли впечатления от работы на Балканах в середине 90-х годов.
Добросовестно и внимательно прописывая сюжетные лини, тщательно и аккуратно сшивая роман в единое целое, Бенедиктов оказывает читателю редкую услугу – возможность дочитать отечественную фантастическую сагу до конца.
Откровения, правда, все равно не случилось — роман страдает типичными для фантастов «профзаболеваниями».
Стиль в лучшем случае «ровный», суховатый. Напряжение действия временами захлебывается на сомнительной «развлекаловке». Да и сама идея собрать пусть даже в очень большой резервации 2 млрд человек представляется сомнительной.
Но появление такого романа рождает смутные надежды на то, что отечественная фантастика начнет избавляться от своей главной проблемы — комплекса неполноценности, заставляющего авторов занижать стандарты сравнительно с «большой литературой». Возможно, Бенедиктов в свое время перекочует из чумного барака плохо изданного палпа на более солидные полки – вслед за Стругацкими, Лазарчуком, Гибсоном, Баллардом и другими фантастами, полагающими, что свежесть у литературы бывает только одна.