Вкрадчивый японский оборотень, крадущийся среди лопухов и бурьяна средней полосы России, первый «Антикиллер» был целительной прививкой бешенства отечественному жанровому кино. Вызвав у кого раздражение, у кого восхищение, он собрал кучу денег, намекнул, что кино можно снимать по-новому, и плавно и естественно перетек во вторую часть.
Прошло несколько лет с тех пор, как Коренев-Лис, в миру Гоша Куценко, навел порядок в городе. С тех пор его реабилитировали, взяли в СОБР, под начало Рената Литвинова, с которым они в первой части порвали в клочки блаженного викинга Сухорукова. Кавказская проблема все еще не решена, отряд СОБРа штурмует чеченский бункер и захватывает полевого командира. Его сыновья отправляются освобождать отца и вершить возмездие.
Женившийся и постаревший Коренев встанет на пути зла, спасет свой город, свою жену и свой мобильный телефон.
Любовь есть любовь, и Егор Кончаловский оставил в фильме всех симпатичных персонажей первой части – тех, что не убили, конечно. Есть Кент, меланхолично выращивающий траву в оранжерее, есть вор в законе Метла, продавшийся террористам, и вор в законе Крест-Шакуров, не поощряющий терроризм и наркотики. Иван Бортник все так же смолит «Беломор» и стучит Лису, мелькнет хромой Гангрена с маузером, пьяно проковыляет Михаил Ефремов. Словно большая шумная семья, они вызывают нежность – изумительная коллекция упырей «Антикиллера» стала большой удачей отечественного кино, не слишком щедрого на запоминающихся героев.
Постепенно радость узнавания сменяется растерянностью.
Гремят выстрелы, мелькают заточки, скинхэды громят рынок и дерутся с милицией, кровь бьет фонтаном «Дружба народов». «Черная Фатима» в национальном горском наряде идет через город к мэрии, как по своему аулу, чтобы взорваться под окнами городской администрации. То есть все вроде бы идет хорошо. Но ни одно лицо, включая Куценко-Лиса, ни одно событие, включая начало и конец, не является обязательным. Можно обойтись буквально без чего угодно. Словно морок, тяжелый послеобеденный сон, «Антикиллер 2» мелькает выстрелами, мобильными телефонами, лицами. Не будь Лиса – сошел бы и Литвинов. Бомба, заложенная террористами, не взорвалась – и черт с ней, с бомбой, можно и без бомбы. Лис женился – а мог бы и холостым остаться или к девкам ездить.
Все драматически не важно.
Исключением, впрочем, стал Алексей Серебряков, сыгравший главного террориста. Это почти невероятно – в «Баязете» он столь же убедительно рубит горцев в капусту, сколь здесь играет чеченского герильеро.
Иногда эта необязательность вспыхивает шальной достоверной сценой – вроде умерщвления старым вором двух злодеев по старинке, кухонным ножом на веревочке. Тогда и вспоминаешь, что «Антикиллер» родился из удивительного смешения японского якудза-фильма, уголовной классики «Место встречи изменить нельзя», Такеси Китано – из любви к кино, короче говоря. Плотность контекстов в этом скромном фильме достигала таких величин, что смыслы начинали рождаться сами собой, отрисовывая в неверном, искаженном свете роскошной операторской работы дикий, но эмоционально-точный портрет времени.
В респектабельности «Антикиллера 2» все это почти потерялось.
Остался прихотливо снятый боевик о язвах национализма, танец с саблями, манерный вальс с Черной Фатимой. Умеренно занимательный, вызывающе кровавый и дорогой, профессиональный, сделанный уже не из любви к кино, а из любви к кинопроизводству. Так мастерски ставить боевые сцены, сводить саундтрэк и точно монтировать получается в России редко.
Впрочем, схема «современная классика – коммерческое продолжение» всегда так работает. «Антикиллер 2» — удачный студийный проект. Полюбить его, как первую часть, невозможно – остается хорошо провести время.
Провести его можно в кинотеатрах «5 звезд», «Горизонт», «Космос», «Ролан» с 27 ноября.