В Грузии почти произошел государственный переворот. Оппозиция захватила здание парламента, выгнав оттуда Эдуарада Шеварднадзе и его сторонников. Воспользовавшись вакуумом власти, исполняющим обязанности президента объявила себя один из лидеров оппозиции Нино Бурджанадзе: «Как спикер парламента в соответствии с конституцией я беру на себя полномочия главы государства до назначения новых президентских выборов».
Кто сейчас руководит страной — сбежавший неизвестно куда Шеварднадзе, спикер парламента Бурджанадзе или уличная толпа, никто сказать не может.
Оппозиция называет случившееся бархатной революцией. Власти обвинили оппозицию в осуществление вооруженного переворота и, по слухам, готовятся ввести войска в Тбилиси.
События в грузинской столице развивались так. Толпа сторонников главного оппозиционного лидера Михаила Саакашвили, собравшаяся около здания парламента Грузии, в начале пятого по тбилисскому времени прорвала оцепление и ворвалась в зал заседаний. Там как раз началась первая сессия избранного 2 ноября парламента. Перед немногочисленными депутатами выступал взволнованный Шеварднадзе.
Увидев толпу, охранники президента уволокли Шеварднадзе с трибуны. Двадцать охранников с автоматами и ручными пулеметами окружали его после выхода из здания. Спустя какое-то время все они сели в четыре джипа и уехали. Парламент остался в руках оппозиции.
Первые минуты после штурма все наблюдатели наперебой спрашивали, не случилось ли чего с Шеварднадзе.
Вопросом, куда дели грузинского президента, задавался и корреспондент CNN — этой телекомпании в очередной раз посчастливилось показать штурм в прямом эфире.
Сторонники лидера оппозиции Саакашвили, невооруженные, но крайне агрессивные мужчины, ворвались в зал заседаний, когда Шеварднадзе еще был в президиуме. Депутаты, а это были представители блока Эдуарда Шеварднадзе и его союзника Аслана Абашидзе (остальные бойкотировали заседание), инстинктивно бросились от них. Одновременно охрана стала уводить испуганного Шеварднадзе в боковую дверь.
Всего через несколько секунд на президентском месте были люди Саакашвили. Один из них схватил молоток, которым спикер стучит, призывая депутатов к порядку, и что есть силы стал молотить по столу. Другой оппозиционер, словно позируя CNN, схватил какой-то сосуд, похожий на емкость с припасенной заранее чачей, выпил из горла и швырнул бутылку об пол. Остальные ломали кресла, прыгали, толкались, кричали и размахивали флагами.
После хулиганов с водкой и флагами в зал вошли политики. Сначала говорил Саакашвили, а потом бывший спикер Нино Бурджанадзе. «Мы избранники народа и мы против насилия», — сказал Саакашвили. «У президента Грузии более нет морального права оставаться президентом, — сказала Бурджанадзе. — В зале от наших политических противников прозвучала угроза, что в ближайшее время в Грузии будут задействованы вооруженные силы иностранного государства. Я хочу предупредить министра оборона Грузии Давида Тевзадзе об этом и сказать, что вооруженные силы Грузии должны защищать как президента, само государство, так и каждого гражданина Грузии».
Депутаты из стана Шеварднадзе к этому времени опомнились и стали возражать захватчикам. Когда Шеварднадзе уже уехал от парламента, в зале завязалась потасовка, впрочем, не слишком ожесточенная. Саакашвили начал кричать на своих сторонников, чтобы они не калечили политических оппонентов. Но родственника Абашидзе Джемала Гогитидзе, возглавляющего фракцию «Возрождение», к тому времени уже успели попортить. Позже раненый Гогитидзе заявил, что его Аджария примет ответные меры. Также известно, что в первую клиническую больницу Тбилиси привезли еще восемь человек, получивших ранения в парламенте или около него.
Драка в парламенте окончилась победой оппозиционеров. Сторонники Шеварднадзе и Абашидзе, члены блока «За новую Грузию» и аджарской партии «Возрождение», потянулись к выходу. Вокруг парламента уже расположились толпы оппозиции. Куда делись тысячи сторонников Абашидзе, которые последние три дня митинговали у парламента, пока не сообщается.
30 тысяч манифестантов, которые митинговали в 500 метрах от парламента на площади у мэрии, стали перетекать к парламенту, следуя за «КамАЗом», груженым камнями.
Прежде чем захватить парламент, оппозиция прорвалась к госканцелярии Грузии, где расположена резиденция Шеварднадзе. Полиция и военные даже не пытались остановить колонну, которая растянулась по узкой улочке и выстроилось напротив президентской резиденции.
Воодушевленные прорывом к канцелярии, Саакашвили с соратниками двинулись к парламенту. Как им удалось прорваться через заграждения из автобусов, полицейские кордоны и сторонников Абашидзе, непонятно, но спустя пятнадцать минут после того, как Шеварднадзе открыл парламентскую сессию, оппозиция уже заняла его место.
Итог таков. Сейчас в руках оппозиции находятся парламент и проспект Руставели. Что делать дальше, оппозиционеры, кажется, не знают.
Судя по последним кадрам CNN, они слоняются по залу заседаний парламента или приветствуют из окон многотысячную толпу, собравшуюся на проспекте Руставели. «Миша! Миша!», — кричат люди у парламента, приветствуя Михаила Саакашвили (только что на проспекте выключили фонари). Саакашвили тем временем раздает интервью. По его мнению, бархатную революцию, о начале которой он сообщил вчера, можно считать свершенной.
Что касается грузинских властей, то сейчас сторонники Шеварднадзе и Абашидзе собираются с силами для адекватного ответа оппозиционерам. Пресс-служба Шеварднадзе сделала официальное заявление, назвав случившееся попыткой вооруженного государственного переворота.
Это подразумевает, что власти осознанно идут на силовой вариант разрешения политического кризиса. Уже сейчас Шеварднадзе, укрывшийся в своей резиденции Крцианиси в пригороде Тбилиси, сделал в этом направлении первый шаг: объявил о введении чрезвычайного положения.
«Я должен объявить о введении чрезвычайного положения в стране для восстановления правопорядка, — сказал он журналистам, приехав в свою резиденцию. — Министры обороны и внутренних дел знают, что делать… Видно, где-то я что-то упустил… Это заговор против страны и народа».
Министр внутренних дел Коба Нарчемашвили подтвердил слова президента: «В Грузии уже практически действует чрезвычайное положение. Сейчас оформляются необходимые для его введения нормативные акты. Будут применены все меры, предусмотренные в рамках ЧП».
Какие это будут меры и чем они грозят оппозиции, «Газета.Ru» обязательно расскажет.