В «Доме» культурная программа делится на две примерно равные части. Одна – современное искусство, видеоарт и шум: проекция репортажа с родов сопровождается авангардной музыкой. Другая – концерты на лучшем среди маленьких московских клубов оборудовании с самыми интересными отечественными джазменами, этнокудесниками и зарубежными гастролерами. Кроме того, в «Доме» постоянно проводятся фестивали, среди которых лучшие – «Орион Кап» и «По ковру». Принципиально они отличаются только временем проведения – весна и осень соответственно, оба посвящены восточной музыке, популярной этнографии, правильной музыкальной глобализации (когда кафрские музыканты выступают в одном составе с арабскими и японскими) и прочим милым вещам.
В этом году фестиваль «По ковру» получится очень неуравновешенным.
Один из его концертов обещает быть великолепным – выступит Раби Абу Халил, джазмен из Бейрута. Он сбежал оттуда в самом начале катастрофы в 1978 году – от гражданской войны, израильской оккупации и превращения ближневосточного Парижа в грязные развалины. В Москве он будет играть с интернациональным ансамблем с перкуссией, тубой, кларнетом, аккордеоном и ударными. Его музыка – классический по форме, абсолютно ортодоксальный джаз, построенный на арабских и магрибских гармониях с удом (арабской лютней) в качестве солирующего инструмента. Этому выступлению «Парк Культуры» посвятит отдельную статью.
Остальные два вечера, сами по себе занятные, теряются в тени центрального. Первый концерт 21 ноября будет посвящен суфийской музыке. Пятидесятичетырехлетний Давлатман Холов начал музыкальное образование с традиционной такджикской скрипки хиджак. Затем изучал классическую музыку в Душанбинской консерватории по классам скрипки, фортепиано и кларнета, а потом уже, после смерти отца – тоже музыканта, разумеется, посвятил себя традиционной таджикской религиозной музыке и выучился играть на лютне сефар (на этом уровне уже инструментом больше, инструментом меньше, не принципиально).
Холов играет суфийскую музыку в наиболее ортодоксальном ее варианте – так, как она могла бы звучать лет восемьсот назад.
С одним только исключением: для настоящего мудреца музыка – способ приобщения к Богу, молитвенный экстаз и служение, причем это касается и исполнителя, и слушателя. С другой стороны, современный исламский ученый Саид Нурси писал:
«Как люди нуждаются в Истине, так же в них есть потребность и в наслаждениях. Звуки и голоса, пробуждающие в человеке возвышенные чувства и любовь к Богу, являются разрешенными, те же звуки, что пробуждают сиротскую опечаленность, безнадежность и подавленность, эгоизм или животную страсть, являются запретными».
А в воскресенье фестиваль закроет выступление народного хоомейджи Тувы, народного артиста РФ по имени Кангар-Оол Ондар, горлового певца и известного патриота, устраивавшего в Туве разнообразные фестивали под эгидой правящей партии.
В республике, в которой горловое пение – единственный конкурентоспособный источник дохода («АИФ на Енисее», № 29 от 13.07.2003), народный хоомейжи – уважаемый человек. Он поет сам, устраивает фестивали, выступает от имени других хоомейжи, пытается собрать им денег на вставные протезы (без зубов горловым пением заниматься нельзя, а те исполнители, что не выезжают за пределы республики, как правило, очень бедны).
В Москве, впрочем, этим никого не удивишь. После того как мода на горловое пение потихонечку сошла на нет, удивить можно разве что уникальным драйвом и невероятным качеством исполнения. Впрочем, на следующий день после концерта Раби Абу Халила, практически без рекламы (даже на сайте «Дома» народный хомейжи представлен одной строчкой) удивлять будет толком некого.
Фестиваль «По ковру».
Давлатман Холов, 21 ноября.
Раби Абу Халил, 22 ноября.
Кангар-Оол Ондар и группа «Ашал», 23 ноября.
«Дом», начало концертов 19.30.