В среду сотрудники Института комплексных социальных исследований (ИКСИ) РАН заявили, что средний класс в России после августовского дефолта не умер. Более того, за прошедшие годы он даже увеличился. При этом он обеднел и стал политически более аморфным.
Для распределения людей по различным категориям социологи используют два метода – субъективный и объективный. Первый зависит от мнения респондента и основан на его внутреннем ощущении (метод самоидентификации). Второй от респондента не зависит и основан на четких критериях. В данном случае это:
— позиция индивида в системе разделения труда, включая властный ресурс, наличие приносящей доход собственности, характер деятельности и т.д.;
— материальное положение респондента;
— уровень образования, квалификации и культуры в целом.В 1999 году в класс «выше среднего» записались 2,9% граждан, в 2003-м — 6,8%. К средним слоям себя отнесли в 1999 году 28,2% россиян, а в 2003-м – 48,9%. А число людей, записавшихся в слои «ниже среднего», сократилось с 68,8 до 44,3%.
Согласно результатам исследования, доля людей, которая стала идентифицировать себя со средними слоями общества, увеличилась в 1,7 раза. Правда, по количественным характеристикам (набору имущества, уровню дохода и т.д.) он разительно отличается от среднего класса в Западной Европе и США. Кстати, приложив объективный критерий к субъективному, социологи отсеяли из назвавшихся средним классом более половины. Так, 16,5% опрошенных не подошли по уровню доходов, еще 11,5% — по уровню образования. И в итоге от 48,9% осталось 20,9%.
Горшков, правда, добавил, что объективно 5,7% опрошенных подпадают под понятие «средний класс», но сами себя записали в более низкие категории. В основном заниженная самооценка у пенсионеров.
Больше половины людей, причисляющих себя к среднему классу в России, – госслужащие (в основном чиновники).
Во всем мире считается, что основное социальное лицо среднему классу придают люди среднего возраста — предприниматели и руководители среднего звена. Затем идут сотрудники правоохранительных органов, студенты и служащие. В России почти половина СК до среднего возраста не доросла. А самая большая часть (28%) среднего класса состоит из квалифицированных рабочих. Еще по 14% приходится на специалистов с высшим образованием, служащих и пенсионеров. В сумме они дают практически 70%. Предприниматели, имеющие наемных работников, составляют 4% СК, руководители среднего звена – 5%, работники правоохранительных органов – 6%.
60% российского среднего класса, как его определили в ИКСИ, живет в двух-трехкомнатных квартирах. Еще 11% — в комнатах или однокомнатных квартирах. При этом на одного человека приходится в среднем по 18,6 кв. м жилплощади. Три четверти не имеют ни компьютера, ни мобильного телефона.
Более того, с 1999 года на 2-3% увеличилось число тех, у кого нет цветного телевизора или мебельного гарнитура. С 5 до 12% выросло число представителей СК без стиральной машины, с 23 до 40% — без видеомагнитофона, с 52 до 64% — без музыкального центра. Число съездивших за границу уменьшилось с 28,4% в 1999 году до 5,5% в 2003 году. Половину из назвавших себя средним классом беспокоит рост коммунальных платежей, а 40% боятся нового дефолта.
Как выяснили социологи, средний класс доверяет Путину (72%), а также образовательным и научным организациям (почти 60%). Половина доверяет армии, 43% — медицине. Властным структурам, милиции, СМИ и банкам люди доверяют только на 18-23%. Кстати, выросла политическая аморфность среднего класса — сейчас не причисляют себя ни к каким партиям больше 52% против 37% в 1999 году.
По мнению социологов из ВЦИОМа, найденная экспертами ИКСИ категория людей — что угодно, только не средний класс.
Как рассказала «Газете.Ru» эксперт ВЦИОМа по вопросам среднего класса Марина Красильникова, они тоже периодически проводят такие опросы. И доля людей, которые причисляют себя к среднему классу, иногда доходит даже до 70%. «Это обычная практика: люди не понимают, что такое средний класс. Им кажется, что быть средним классом – это жить «как все». Никакого отношения к классовой теории общества их самоидентификация не имеет».
По словам Красильниковой, по объективным критериям доля людей, которых в России условно можно отнести к среднему классу по объективным признакам, составляет от 10 до 15%. «Однако это напрасная затея. Во всем мире средний класс конституирует и стабилизирует общество. А 10-15% населения, из которых почти половина нуждается в господдержке, стабильности стране не принесут». Поэтому, по словам социолога, можно говорить о том, что в России увеличилось число не совсем бедных людей (об этом же, кстати, свидетельствуют и последние опросы ВЦИОМа относительно покупательной способности граждан). Но о существовании среднего класса говорить пока не приходится.