Тут можно не пугаться: все камерные ансамбли именитого гастролера называются «Кремератами», от слов «камерата», собственно, «камерный ансамбль» и Кремер. Этот – особо патриотичный, играют в нем молодые музыканты Прибалтики, участники кремеровского фестиваля камерной музыки Локкенхаузе в Германии.
Кремер, в сущности, и сам еще недавно потерял статус молодого музыканта, ему всего 56 лет, и пару десятков лет он слыл вундеркиндом, лучшим учеником Ойстраха. В 34 года у него был уже свой фестиваль в Германии. В сорок он был включен во все энциклопедии.
В пятьдесят шесть – это один из лучших в мире классических музыкантов, корифей, друг и партнер всех, кто что-то значит в этом бизнесе, лауреат «Грэмми» (эта награда говорит главным образом о его продюсерских достоинствах, но это же для бэнд-лидера едва ли не важнее, чем исполнительские и дирижерские качества) и прочая, и прочая.
Играет «Кремерата Балтика» в принципе, все, что угодно: это официальная позиция Кремера. Именно ее «Кремерата» в Москве и продемонстрирует: Баха, Наймана и Пьяцоллу за один вечер, как сейчас модно.
Баха Кремер играет просто отменно: советская школа позволяет делать это с максимальным достоинством и тактом, без псевдоромантических выкрутасов, совершенно этой музыке не подходящих, без странных игр с темпом, которые так любят современные иностранные, американские прежде всего, исполнители. Кремеровский Бах в наших условиях – эталон. Надо же, в конце концов, кому-то напоминать, как полагается играть великого немца: размеренно, с достоинством и блестяще.
Астор Пьяцолла – один из любимых композиторов Кремера. «Кремерата» совершила огромное турне по всему миру с концертной версией его «танго-опериты» «Мария де Буэнос-Айрес».
В Москве опериту не сыграют, но в принципе Пьяцолла — беспроигрышный вариант. Это классика, играть которую не стыдно, а поскольку публике нужно развлекаться, так что сдобрить академический концерт зажигательными салонными вещицами, сыгранными безупречно и отстраненно, – чудная идея.
То же касается и Наймана – один из главных кинокомпозиторов мира, титан и монстр поп-минимализма будет показан в качестве серьезного академического автора на сцене престижного концертного зала – ситуация, в сущности, комичная.
Кроме того, Кремер продемонстрирует еще одно свое былинное свойство: он будет играть музыку, специально для него написанную. Эта практика, совершенно обычная в восемнадцатом веке, когда конкретные капельмейстеры заказывали у композиторов вещи для себя и давали подробные спецификации, учитывая пожелания публики, моду, возможности исполнителей и собственные капризы, в наше время встречается нечасто.
Кремер постоянно заказывает новые произведения современным композиторам. 10 ноября он будет играть музыку Александра Бакши, Гии Канчели и Александра Вустина. В принципе, в этом же списке могла бы быть Губайдулина и еще многие другие, просто времени Кремеру дано всего два часа.