В среду стало известно, что электросварщик из Тольятти Евгений Майнингер, обвиняемый в убийстве главного редактора газеты «Тольяттинское обозрение» Алексея Сидорова, отказался от своих показаний. По словам адвоката Майнингера Юрия Логвиненко, накануне днем его подзащитный сделал официальное заявление: «Я отказываюсь от ранее данных мною показаний, в том числе и в ходе следственного эксперимента, в силу того, что я оговорил себя». Как сообщили «Газете.Ru» коллеги погибшего, после своего заявления обвиняемый отказался вообще что-либо говорить на допросах вплоть до начала судебного процесса, ссылаясь на 51-ю статью Конституции.
В том, что электросварщик не причастен к убийству журналиста, коллеги Сидорова не сомневались с самого начала следствия.
Алексей Сидоров был убит вечером 9 октября рядом с подъездом собственного дома № 13 по улице Коммунистической в Комсомольском районе Тольятти. Убийство журналиста, известного своими разоблачительными статьями о мошенничествах на АвтоВАЗе и о крупных самарских преступных группировках, вызвало огромный общественный резонанс. Сначала и прокуратура, и милиция не сомневались в заказной версии преступления. Однако уже через четыре дня замгенпрокурора Владимир Колесников, приехавший в Тольятти, заявил, что убийца задержан, а преступление носит бытовой характер. Еще через четыре дня эту же версию поддержал и Борис Грызлов, успокоив общественность веским заявлением о раскрытии громкого преступления. Убийцей известного журналиста, на его взгляд, оказался простой электросварщик предприятия «Куйбышевазот» Евгений Майнингер.
Именно он, как считает следствие, нанес несколько смертельных ранений Алексею Сидорову. А причиной столь жестокой расправы стало то, что Майнингер, гулявший на улице в тот вечер, столкнулся с Сидоровым, который задел его плечом и не захотел извиниться. После инцидента взбешенный Майнингер, по словам следователей, достал острый предмет и нанес им несколько ударов Сидорову в грудь. Редактор скончался от кровопотери. Такова версия следствия.
Однако коллеги и родственники погибшего журналисты уверены в том, что сварщик стал «подставным человеком». Как рассказали «Газете.Ru» в «Тольяттинском обозрении», во время следственного эксперимента, где присутствовали и коллеги погибшего редактора, «убийца» сказал, что он столкнулся с Сидоровым прямо у его подъезда, достал из кармана пешню (приспособление для прорубания льда во время зимней ловли рыбы) и несколько раз ударил Сидорова в грудь. После чего Сидоров якобы упал на лавочку возле подъезда, а Майнингер скрылся с места происшествия. Но во время проведения осмотра никаких следов крови на лавочке обнаружено не было. Мало того, кровавый след вел от угла дома до самого подъезда. Выходит, по версии следствия, тяжело раненый Сидоров, вместо того чтобы от лавочки двинуться к двери подъезда, сначала дополз до угла дома, затем вернулся и только после этого попросил по домофону помощи у жены.
После того как Майнингер рассказал об убийстве, следователь задал ему вопрос, к которому задержанный, видимо, не был готов: сколько раз он ударил потерпевшего в грудь, а сколько – в спину? «А что, я его еще и в спину бил?» – спросил в ответ Майнингер.
Следователи не стали акцентировать внимание на этом моменте и продолжили следственный эксперимент.
Орудия убийства так и не нашли. По версии следствия, после расправы Майнингер отправился на местную ГЭС и бросил пешню в воду. Однако, по словам журналистов, расстояние от места преступления до ГЭС – около 15 км. Выходит, Майнингер прошагал в ту ночь не менее 30 км. Кроме того, по версии следствия, он устроил себе прогулку с переодеванием. По словам очевидцев, на убийце Алесея Сидорова была куртка или плащ серого цвета. У Майнингера же такой одежды нет. В тот день, по словам его жены, он вышел из дома в светлых брюках и короткой кожаной куртке черного цвета. А следствие утверждает, что в день убийства Майнингер сходил в ближайший лес, где у него была спрятана одежда (тот самый серый плащ), переоделся и затем убил Сидорова. После чего снова вернулся в лес, переоделся опять и отправился выбрасывать улики на плотину. При этом следствие продолжает настаивать, что убийство Майнингер не планировал (вещи и заточка были приготовлены им на всякий случай).
По словам жены Евгения Майнингера Надежды, когда она пришла к нему в СИЗО, он выглядел очень напуганным и просил ее сказать, что он ушел из дома в сером плаще, а не в куртке. Но в первичных показаниях Надежды Майнингер есть еще одна интересная деталь. Когда ее спросили, в котором часу муж ушел из дома, она назвала точное время – 21.55 (в это время начался сериал, и она ушла смотреть фильм). А по заключению экспертизы, смерть Сидорова произошла в 21.40. После нанесения ему тяжелых ранений Сидоров был жив еще 15–20 минут. То есть, Майнингер вышел из квартиры убивать Сидорова в тот момент, когда тот уже 15 минут истекал кровью у дверей подъезда.
Несмотря на все нестыковки Евгению Майнингеру предъявлено обвинение по ст. 105 ч. 1 УК РФ («Умышленное убийство»). Однако коллеги погибшего бытовую версию, на которой настаивает следствие, отрицают. По их мнению, милиция просто не в состоянии найти мотив и настоящего убийцу Алексея Сидорова. Именно поэтому и идут противоречия в показаниях человека, определенного на роль убийцы.
Как отметили друзья погибшего журналиста, не только они уверены в том, что отвечать за убийство редактора будет невиновный человек. У журналиста Сидорова в правоохранительных органах было много друзей. Теперь они проводят собственное, негласное расследование. Кроме того, по просьбе руководителей Фонда защиты гласности и российского «Пен-клуба», представлять интересы родственников убитого Алексея Сидорова из Москвы в Тольятти приехал известный адвокат Карэн Нерсисян (в свое время он небезуспешно защищал журналиста Григория Пасько, обвиняемого в шпионаже). Нерсисян уже пообщался с родственниками убитого и адвокатом Евгения Майнингера. Он сообщил в среду, что «дело шито белыми нитками и арест Майнингера делался на «заказ» силовых структур, заинтересованных в скорейшем раскрытии убийства». Теперь осталось только доказать невиновность Майнингера в суде.